Конвои позора, или Дорога, ведущая в вечность.

Алла Бур: литературный дневник



Фестиваль еврейского кино в Нью-Йорке.


Нина Большакова.



8 Февраля 2011




Документальный фильм «Конвои позора» («Convoys of Shame» / «Les Convois de la honte») был показан


в январе на 20-м Фестивале еврейского кино в Нью-Йорке. Впервые в этом фильме проведено историческое


расследование участия Французской национальной железнодорожной компании (SNCF) в депортации из


Франции в лагеря смерти на территории Германии 76 тысяч французских евреев, 20 тысяч цыган, 38 тысяч


участников Сопротивления. Фильм воспроизводит события Второй мировой войны, к сожалению,


недостаточно освещенные историками. Это поиски и аресты евреев, включая детей и стариков, и их


последующая депортация, которую осуществляла французская полиция. Немцы контро- лировали, а детали


разрабатывали сами французы. Чиновники и служащие железнодорожной компании также проявляли служебное


рвение с тем, чтобы оккупанты были довольны.
Именно французы придумали использовать вагоны для перевозки скота без лавок и туалетов, поскольку в них


можно было затолкать больше людей. В вагоны загоняли мужчин, женщин, стариков и детей. Люди в вагонах теряли


сознание, кричали, плакали дети, умирали старики... Французы вели составы до границы Германии, там бригада


менялась на немецкую. Французы-железнодорожники сортировали отобранные у евреев при погрузке вещи и


отправляли их в Германию. Отправку вагонов, закрытие дверей на цепи и висячие замки, навешивание деревянных


щитов-заглушек на окна проверяли французы — инженеры SNCF. Все железнодорожники были членами профсоюза,


который не прекращал работы и в период оккупации. Аресты евреев проходили на оккупированной и на так называемой


«свободной территории Франции», где формально оккупации не было. Отправка составов с евреями велась до последнего


дня оккупации. Были случаи, когда составы отправлялись со станции за час до прихода союзных войск. Ни разу ни один


француз — инженер, рабочий, машинист, сцепщик, кочегар — не отказался вести состав с обреченными. Не было ни одного


взрыва на железных дорогах во время следования этих составов. Лишь однажды три студента, фамилия одного из них была


Лифшиц, остановили состав, пригрозили машинисту и открыли несколько вагонов. 232 евреям удалось спастись. Повторяю,


это был единственный случай за всю войну. А ведь немцы не охраняли эти составы на территории Франции. Был


единственный машинист, который отказался вести состав, но не с евреями, а с участниками Сопротивления. Один случай


за всю войну. Весь оккупационный корпус немцев во Франции составлял 60 тысяч солдат и офицеров. На 40 миллионов


французов. Нация, рубившая головы своим королям, организованно сдалась на милость бошам и послушно следовала


указаниям оккупантов. Сопротивление было настолько незначительным, что французы не смогли сами себя освободить.


Францию освободили союзники. Кроме того, с момента оккупации и до нападения немцев на СССР французские


коммунисты вообще не вели борьбы с оккупантами. «Победительницей» в войне коллаборационистскую Францию


сделала умная политика де Голля, который привел Францию в Ялту и усадил за один стол с СССР, Англией и Америкой.
Этот фильм — только начало серьезного исторического исследования тяжелого для евреев и позорного для Франции и


французов периода".


НИНА БОЛЬШАКОВА.






Другие статьи в литературном дневнике: