Лена Стасова. Пой, балалайка...
Каждый раз, когда я вдумываюсь в эту цифру, у меня возникает недоумение, горестный вопрос – почему после войны, на том мощном поэтическом всплеске, который она дала, не прозвучала эта трагедия?.. Как вышло, что алигеровское «Жги меня, страдание чужое, стань родною мукою моей…»1 не встретило эха? Почему эхо вернется только в 60-е, когда придут молодые и непуганые и начнут нарушать табу: Над Бабьим Яром шелест диких трав. Эта публикация обернется для Литературки крупными разборками в партийных верхах, будет стоить Косолапову места главного редактора, а Окуджаве - зав.отдела поэзии. Евтушенко заслужит возмущение самого Хрущева, не говоря о руководстве СП. Появятся фельетоны и стихи, письма трудящихся. Но по адресу: «Москва, поэту Евтушенко» пойдет встречный поток писем и телеграмм. За Евтушенко встанут Маршак и Симонов. Шостакович напишет симфонию-ораторию №13. Ее тоже снимут с репертуара, но она успеет прозвучать. И заставит плакать, и поднимет весь зал. У Евгения Евтушенко много критиков, его поэзию часто обвиняют в избытке публицистичности, но есть у него одно огромное и редкое достоинство - большая человеческая душа, способная отозваться стихами-поступками, после которых можно уже не говорить ничего. «Расстрелянный ребенок» – есть на свете что-то страшнее этих слов?Уничтожение взрослых, мирного, ни в чем не повинного населения – трагедия. Но взрослые понимали. Не бросались к соседям, знали – сегодня нас, завтра – вас. А дети… А дни всё шли, как смерть страшны, Как говорить об этом?.. Только словами молитвы. Как сделал Галич, написав Поминальную по варшавскому «Дому сирот». Мы проходим по трое, рядами,/Сквозь кордон эсэсовских ворон… На многих памятниках, которые встанут по прошествии времени на братских могилах, нет даже их имен. Имя и фамилия матери и слова «и ребенок». И яму их вырыть заставили, Но разве не было на земле праведников, тех, что спасали? Хью Томпсон посадил вертолет прямо в огонь, прикрывая оставшихся жителей Сонгми. И спас честь американской нации. Из-за многолетнего замалчивания Холокоста имена спасавших евреев мало известны человечеству. Но если б их не было, мир кино не узнал бы Романа Полански, а мир театра – Каму Гинкаса. Он убирал наш бедный двор,/Когда они пришли, //И странен был их разговор, / Наткнулась у Улицкой в Зеленом шатре, на фразу: «Он умер от космополитизма». Корявая фраза для умнейшей Улицкой. Корявая и занозистая. Ведь многие, очень многие умерли не физически, а, замолчав, отказавшись от права говорить. Была ли в этом доля опасения, что еврейская тема отлучит от принадлежности русской литературе, не чуждая даже такой величине, как Пастернак? Наверное, была. Но разве можно задаваться вопросом русский ли писатель Гоголь? Или Искандер? Говорившие о своем народе… В моей профессии - поэзии -/измена Родине несмыслима. «В моих жилах течёт русская кровь, – сказал Эренбург, – но, когда она потечёт из жил, это будет еврейская кровь!» Эту формулу Юлиана Тувима о крови, текущей в жилах и текущей из жил, повторяли многие советские поэты. Русский ты или еврейский? Драма «еврейских русских» поэтов военного поколения состояла в том, что они действительно были советскими – настоящими, верившими в идеалы социализма и коммунизма. Патриотами, воевавшими за Родину. Разрыв-травой, травою-повиликой писал лейтенант Павел Коган, погибший под Новороссийском. Под этими словами должны стоять подписи Иосифа Уткина, Всеволода Багрицкого, Михаила Кульчицкого, Арона Копштейна, (вернувшегося под пули спасти товарища, тоже ифлийца, Николая Отраду), Самуила Росина, Юрия Инге, Джека Алтаузена, Евгения Березницкого, Юрия Черкасского, Леонида Шершера, Леонида Розенберга, Елены Ширман, Бориса Лапина, Захара Хацревина… и других погибших на фронтах и расстрелянных в годы Великой Отечественной войны... А вернувшиеся с войны все-таки попали в концлагерь. Одно неосторожное слово и ты не просто лишний и безродный, ты – враг народа. Как называются времена, когда выжившие завидуют павшим?.. Как называется государство, уничтожающее не физически, так морально, целые народы?.. Из фронтовых поэтов продолжали говорить немногие. Конечно же, Илья Эренбург. Один из руководителей Еврейского антифашистского комитета, в 1948 г распущенного, а фактически уничтоженного. Эренбурга спасло то же, что позднее спасет Пастернака – известность на Западе. Он был ударной силой советской пропаганды. "Погоди, Илья!" угрожали листовки, сброшенные с немецких самолетов. Гитлер обещал повесить Эренбурга вместе с Левитаном на Красной площади. Я жил когда-то в городах, /И были мне живые милы, Еще один голос, который, по словам Бродского «почти в одиночку изменил тональность послевоенной русской поэзии» - запальчивый, резкий, порой грубоватый комиссарский голос Бориса Слуцкого. Как убивали мою бабку? Слуцкий тоже кричал со всем присущим ему общественным темпераментом родной советской власти, словом «космополит» благословившей новый виток антисемитизма: Евреи - люди лихие,/Они солдаты плохие: В ответ на умело разжигаемое фашистской пропагандой обвинение в «малочисленности евреев на передовой» Слуцкий писал статьи, объясняя, что пополнение в пехоту набирается из освобожденных областей – Украины, Белоруссии, русского Юга. Где еврейских юношей просто-напросто нет… Воплощенная мечта фашиста – территория юденфрай. Ни вывесок не надо, ни фамилий. Еще один голос – печального мудреца Семена Липкина, «героической личности», как скажет о нем Ерофеев после истории с Метрополем. Голос фронтовика, в отличие от Эренбурга и Слуцкого, никогда идеологии не служившего. Голос переводчика, переводившего калмыков и балкарцев. Голос неофициальной самиздатовской поэзии. Обращенный не к власти, а к Богу. Тропою концентрационной, /где ночь бессонна, как тюрьма, По моему мнению, «Военная песня» Семена Липкина – одно из самых великих стихотворений о войне. По антивоенному пафосу, по силе воздействия сравнимое разве что с выдающимся «Вальсом двадцатилетних» Луи Арагона. Годен для ветра, для грязи, для тьмы. Солнце, ты для обреченных горишь. В рефрене, повторяющемся в конце каждой строфы – «Мы победили. Плакать нельзя» или «Думать не надо. Плакать нельзя» - ответ на вопрос, почему молчали. Потому что раз победили, надо петь марши, ходить на парады, трудиться на стройках коммунизма, жить в землянках, отвечать в анкетах «был ли в плену или на оккупированной территории». А плакать нельзя! В лагере смерти печи остыли. День Победы - единственный праздник, который нас, бывших советских, объединяет. Общей памятью, общей гордостью, общей болью. Уйдет со стариками фронтовое братство. Но не уйдет память. Благодарность, слезы. Мы должны помнить. И понимать - «фюрер думает за нас» не должно повториться. Чтобы мужчины с идеями не пришли за нашими детьми. 1.М. Алигер. Поэма о Зое ЛЕНА СТАСОВА.
© Copyright: Алла Бур, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|