Беренбойм и Вагнер.
Игорь Губерман писал:
"Сквозь королей и фараонов,
> вождей, султанов и царей,
> оплакав смерти миллионов,
> идет со скрипочкой еврей".
> В связи с этим хочется упомянуть о другом великом музыканте -
> Даниэле Беренбойме, который родился в Аргентине, с младенчества жил и учился
> в Израиле, а сегодня, как и все музыканты его уровня, живет одновременно
> всюду. Собственно, мы хотим поговорить о скандале.
> Скандал очень давно, еще со времен футуристов, а то и раньше, был
> верным двигателем артистической карьеры. Но в Израиле, тут даже и скандалы
> особые. Дело в том, что, гастролируя в Иерусалиме, Беренбойм продирижировал
> Вагнером. <Ну и что такого особенного? - удивится читатель. - Знаменитый
> композитор, его повсюду исполняют>. Вот тут-то собака и зарыта. Повсюду -
> да, а в Израиле - нет. Израиль бойкотирует Вагнера. Дело в том, что под
> музыку Вагнера сожгли очень много евреев. Фюрер страстно любил этого
> композитора (<Я бесконечно многим, - признавался он, - обязан в своем
> духовном развитии мастеру из Байрета>), а евреев не любил и нашел
> оригинальный способ совместить эти свои полярные отношения.
> Естественно, что никакое дело у евреев не проходит единогласно.
> Сторонники и противники бойкота не жалеют доводов и аргументов.
> Да, говорят противники бойкота, Вагнер был малоприятным типом и даже
> антисемитом. Его обожал Гитлер. Да, он был официальным композитором Третьего
> рейха. Да, под его музыку гнали евреев в газовые камеры. Но человек - это
> одно, а творчество - другое. Когда не требует поэта: и так далее по тексту,
> всем известному. Опять же: не он виноват в том, что его музыку использовали
> так, как использовали. Что был антисемит - не очень хорошо, но можно
> подумать, что Шопен и Чайковский ими не были, так что же - не исполнять
> Шопена и Чайковского? И наконец, мы живем в демократическом обществе, и тот,
> кому не по душе Вагнер, может попросту его не слушать, но другим мешать он
> права не имеет.
> Вагнер был не просто антисемитом, отвечают сторонники бойкота, он
> был идеологом антисемитизма, одним из духовных отцов нацизма. И в
> доказательство приводят слова самого Вагнера. Поскольку Вагнер писал живо и
> образно, мы не откажем себе в удовольствии процитировать несколько его
> пассажей. Итак.
> <Евреи - это черви, крысы, глисты, трихины, которых нужно
> уничтожить, как чуму, до последнего микроба, потому что против них нет
> никаких средств, разве что ядовитые газы>.
> (Эта интересная мысль высказана за восемьдесят лет до начала
> употребления газа в качестве средства для решения еврейского вопроса.)
> <Я пришел к выводу, что даже одной микроскопической капли еврейской
> крови уже достаточно, чтобы человек никогда не смыл с себя позор быть
> евреем, и он должен быть уничтожен>.
> (И эта идея была подхвачена, хотя и не совсем: 1/32 еврейской крови
> прощалась - нацисты оказались гуманнее.)
> О своей собственной музыке (об опере <Парсифаль>) Вагнер пишет:
> <Звуки уничтожения, которые я написал для литавр в соль миноре,
> олицетворяют гибель всех евреев, и, поверь, я не написал ничего прекраснее>.
> <Парсифаль - это избавление от Избавителя, ведь в жилах Христа текла
> еврейская кровь>.
> Вагнер не ограничился музыкой: он представил в баварский парламент
> проект уничтожения евреев - это, насколько нам известно, первый план
> геноцида, представленный официально.
> Кстати, это вызвало резкую реакцию Ницше, заявившего, что музыка
> Вагнера - это <яд, одурманивающий мозг>, и написавшего Вагнеру, что он
> достоин <умереть в тюрьме, а не в своей постели. Вы не человек, Вы просто
> болезнь>.
> А как относятся к музыке Вагнера его коллеги-музыканты?
> Д. Верди: <Как бы ни было грустно, но мы должны расстаться с музыкой
> Вагнера, если не хотим, чтобы нас поглотила злая сила>.
> Г. Нейгауз: <Музыка Вагнера пробуждает худшее>.
> В. Софроницкий: <В нем меня отталкивают какие-то черты,
> предвосхищающие самое ужасное у немцев - фашизм>.
> Но самым убедительным аргументом против разделения Вагнера-человека
> и Вагнера-композитора являются слова самого Вагнера: <Было бы величайшей
> ошибкой отделять Вагнера-мыслителя и философа от Вагнера-композитора. Может
> быть, в других случаях возможно, но в моем нет>.
> И вот еще что интересно: Вагнер - художник, стоящий на стороне
> смерти. Прочитав Шопенгауэра, он делает одобрительный вывод: <Его главная
> идея - окончательное отрицание воли к жизни: Это истинное серьезное желание
> смерти, бесчувствия, тотального уничтожения>.
> (Сам Шопенгауэр, прочитав посланный ему Вагнером текст <Нибелунгов>,
> возненавидел его и отослал назад.)
> Последнее слово - автору книги <Взлет и падение Третьего рейха>
> Уильяму Ширеру, лично встречавшемуся с Гитлером, одному из самых
> авторитетных специалистов по истории, политике и культуре Германии
> двадцатых- сороковых годов XX века: <Вагнер: создал германское
> мировоззрение, адаптированное и утвержденное Гитлером и нацистами как свое
> собственное. Рассмотрение творчества Вагнера лишь в узкомузыковедческих
> рамках не только сужает наши представления о его громадном значении в
> эволюции германского общества, но и создает искусственную границу
> ответственности>.
> А как же реагируют на исполнение Вагнера те, у кого до сих пор на
> руке не выцвел номер? Наш знакомец в пятидесятые годы, еще мальчишкой, жил в
> районе Рехавия в Иерусалиме, районе, где обитало много выходцев из Германии.
> В доме напротив жила женщина, о которой было известно, что привелось ей
> пройти через концлагеря. Жила она одиноко, тихо, с соседями общалась мало и
> неохотно. А в его доме обитал меломан, обожавший слушать классическую
> музыку, для чего у него имелся патефон и пластинки. И вот однажды теплым
> летним вечером поставил он на патефон запись <Тангейзера>, с той самой
> божественной музыкой, которую исполнил Д. Беренбойм в своем концерте. И
> когда поплыли долгие нежные звуки, из дома напротив раздался вой. Этот
> жуткий нечеловеческий вой затих только тогда, когда машина <скорой помощи>
> отъехала на достаточно далекое от Рехавии расстояние. Женщина эта в свой дом
> не вернулась. Следует, правда, добавить, что любительклассической музыки
> больше пластинок с записями Вагнера не ставил.
> А сейчас вернемся снова к пианисту и дирижеру Даниэлю Беренбойму.
> Много лет тому назад он был женат на Жаклин дю Пре - очаровательной
> рыжеволосой женщине, изумительной виолончелистке. Они много и часто играли с
> Филармоническим оркестром. Это была прелестная пара, и те, кому повезло
> слышать этот дуэт, никогда не забудут ощущение идеальной гармонии, которое
> вызывала их игра.
> А потом случилась беда. Жаклин поразил рассеянный склероз,
> обрекающий человека на умирание по частям, и не быстрое - долгое умирание.
> Болезнь длилась и длилась. Однажды Израильский филармонический оркестр
> гастролировал в Лондоне, в Альберт-холле. И вот, раскланиваясь на овации,
> Мета вдруг увидел в проходе кресло на колесах, в котором сидела Жаклин дю
> Пре, неподвижное, прикованное к своей каталке существо. Мета поднял руку: <В
> зале находится большой друг нашего оркестра Жаклин дю Пре. В ее честь мы
> сыграем любимую ее вещь, адажио из Десятой симфонии Малера>. Сказал и
> повернулся к оркестру с помертвевшим лицом, ибо это адажио - ужасно
> печальное, проникновенное, чуть даже траурное произведение.
> Жаклин и вправду любила эту вещь, но в данной ситуации это
> получалось весьма двусмысленно.
> Ходу назад не было, и Мета поднял палочку. Сперва заплакали
> оркестрантки, потом оркестранты, потом и сам Мета. А когда уплыл последний
> звук, то Мета не нашел в себе сил обернуться к молчащему залу и так и
> остался стоять с опущенными руками. И вот тогда в этой тягостной безысходной
> тишине раздались один за другим два негромких хлопка.
> Никто не знает, каким чудом удалось Жаклин дю Пре сдвинуть
> парализованные сухие руки, но она это сделала. А потом, конечно, были
> овации, цветы, слезы и всеобщее умиление. К тому времени, как говорят, у
> Беренбойма, который до самой смерти Жаклин преданно и безупречно вел себя по
> отношению к жене, был долгий роман с Еленой Башкировой, ребенок у них был,
> но даже пресса, все эти папарацци, паразитирующие на знаменитостях, - даже
> они ни словом не обмолвились, даже у них проснулось милосердие. Сработала,
> скорее всего, та удивительная магия благородства, которая исходила от этих
> двух людей.
> А теперь вернемся к исполнению музыки Вагнера в Израиле. Как
> истинные демократы, мы, конечно же, согласны с противниками бойкота. Раз они
> говорят, что это великая музыка, то ее, конечно же, надо исполнять. Но
> только мы хотим сказать, что людям, прошедшим через ад, к которому великий
> композитор имел некое отчетливое отношение, - им ведь осталось жить совсем
> немного. И если даже одному из них станет плохо оттого, что в этой стране
> звучит та самая музыка, то можно подождать. Исполнять Вагнера или не
> исполнять - вопрос не демократии или музыкального вкуса, а исключительно -
> элементарного милосердия. А когда они умрут, играйте Вагнера с утра до ночи.
> И кто не любит Вагнра, просто не пойдет на концерт.
> Короче, на известный вопрос, совместимы ли гений со злодейством, мы
> отвечать отказываемся, поскольку свое мнение по этому поводу держим при
> себе. Оно наше личное. Мы полагаем, что каждый человек отвечает на это
> самостоятельно.
> Мы только не ходим более на концерты великого, действительно
> великого музыканта Даниэля Беренбойма. Себе, разумеется, в убыток. И не то
> чтобы мы были уж такими Иванами Карамазовыми насчет слезинки ребенка, мы и
> сами достаточные сукины дети. Но вот ходить не хочется".
СТАТЬЯ ИЗ ИНТЕРНЕТА.
Другие статьи в литературном дневнике: