Джеймс Джойс.

Алла Бур: литературный дневник

(Из романа "Портрет художника в юности").


"Наиболее благоприятные отношения чувственно постигаемого должны соответствовать необходимым фазам художественного восприятия. Фома Аквинский говорит... (я перевожу это так):"Три условия требуются для красоты:целостность, гармония, сияние".



...Посмотри на эту корзинку.


Для того, чтобы увидеть эту корзинку, твоё сознание отделяет её от остальной видимой вселенной, которое не есть корзинка. Первая фаза восприятия - это линия, ограничивающая воспринимаемый объект.Эстетический образ даётся нам в пространстве или во времени. То. что воспринимается слухом. даётся во времени. То, что воспринимается зрением - в пространстве.Но - временной или пространственный - эстетический образ воспринимается отчётливо как самодовлеющий образ на фоне пространства, которое не суть он. Ты воспринимаешь его как ЕДИНУЮ ВЕЩЬ. Воспринимаешь его как ЦЕЛОСТНОСТЬ.


Затем ты переходишь от одной точки к другой, следуя за очертаниями формы, и постигаешь предмет в равновесии частей, заключённых внутри его пределов. ты чувствуешь РИТМ ЕГО СТРОЕНИЯ. Другими словами. аз синтезом непосредственного восприятия следует анализ ПОСТИЖЕНИЯ. Почувствовав вначале, что это нечто ЦЕЛОСТНОЕ, ты чувствуешь теперь, что это НЕЧТО. Ты воспринимаешь это. как согласованное единство, сложное, делимое, отделяемое. состоящее из частей, как результат этих частей, как сумму, как нечто гармоничное.
Это - ГАРМОНИЯ.


А СИЯНИЕ - это САМОСТЬ вещи.Это высшее качество ощущается художником, когда впервые в его воображении зарождается эстетический образ. Шелли прекрасно сравнивал его с тлеющим углём. Это миг. когда высшее качество красоты, светлое сияние эстетического образа отчётливо познаётся сознанием,остановленным его целостностью и очарованным его гармонией.Это сияющий немой статис эстетического наслаждения, духовный момент. очень похожий на сердечное состояние, для которого итальянский физиолог луиджи Гальвани нашёл выражение не менее прекрасное, чем Шелли - заворожённость сердца.



...Трагичен или комичен изящно сделанный стул?
Можно ли сказать:"Портрет Моны Лизы красив только потому, что мне приятно на него смотреть?"
Лиричен, эпичен или драматичен бюст Филиппа Крэмптона?/Кто такой - не знаю. А.Б./
Может ли быть произведением искусства испражнение, или дитя, или вошь? Если нет, то почему?
Если человек, в ярости ударяя топором по бревну, высечет на нём изображение коровы, будет ли это произведением искусства? Если нет, то почему?.................."



ДЖЕЙМС ДЖОЙС.



Другие статьи в литературном дневнике: