Сложность менталитета.

Алла Бур: литературный дневник

ГРИГОРИЙ
> РОШАЛЬ.
>
> Знаете, многое объясняется сложным менталитетом
> еврейского
> народа. Годы скитаний, преследований, вечных поисков места
> на земле и
> даже профессии выработали у него особую остроту зрения,
> умение видеть
> такие детали, мимо которых люди проходят, наконец,
> чуткое восприятие
> окружающей жизни... Это и приводило евреев в кино.
>
> АНТОН
> РУБИНШТЕЙН.
>
> Евреи называют меня христианином, христиане -
> евреем,
> немцы - русским, русские - немцем.
>
> МАРК РУДИНШТЕЙН.
>
> В детстве
> ничего радостного у меня не было.
> Послевоенное трудное детство. Одесса.
> Слободка. Страшный антисемитизм
> после войны! В школе били до пятого
> класса за то, что еврей. Это в
> Одессе!.. Хотя говорят, что Одесса -
> еврейский город. А потом
> нормальная, суровая советская действительность.
> И никаких надежд,
> когда ты понимаешь, что живешь в дурацком государстве,
> когда ты
> понимаешь, что ты против отца. Он был ярым коммунистом, а я с
> детства
> понимал, что он все время врал.
>
> АВРААМ РУССО.
>
> Я
> часто бываю в Израиле, и не только с сольными
> концертами. Я приезжаю по
> частным приглашениям, и каждый раз у меня
> один настрой - получить
> удовольствие и зарядить свои "батареи"
> уникальной энергией. Я постоянно
> пытаюсь объяснить людям одну вещь:
> Израиль - это смесь хорошей погоды,
> положительной энергии, вкусной еды
> и достаточно понятной и приятной
> культуры для всех народов. Несмотря
> на разнообразие здешних традиций и
> исторических корней, у них у всех
> одно название - Израиль. Но самое
> главное для меня - это Иерусалим,
> самое святое место в мире, где обязан
> побывать каждый человек, к какой
> бы религии ни принадлежал.
>
> ИЛЬЯ
> РУТБЕРГ.
>
> Отец прекрасно знал идиш и с бабушкой, со своей
> мамой,
> разговаривал практически только на идише. Кроме того, у
> деда
> Рабиновича была библиотека свыше 10 000 томов, в которой я вырос
> и
> которая практически вся погибла в блокаду Ленинграда, вместе
> с
> великолепным роялем и вообще квартирой. Сейчас у нас
> интернациональная
> семья, и вопросы национальной культуры максимально
> уважают.
> Национальных противоречий не существует.
>
> ЮЛИЯ
> РУТБЕРГ.
>
> Я вообще сижу между 2 стульев - у меня русская мама, поэтому
> для
> евреев я пожизненно русский человек, но у меня папа Рутберг,
> и
> посмотрите, как я на него похожа! Поэтому для всех
> русскоговорящих
> людей я жид города Питера. Тем более, что у меня папа
> родом из Питера.
> Я никогда в жизни об этом не задумывалась до тех пор,
> пока меня
> прицельно не спрашивали мою национальность. Как только меня
> прицельно
> спрашивали, при том, что у меня в паспорте стоит русская, я
> всегда
> говорила - еврейка.
>
> ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ.
>
> Моя мать -
> еврейка. Мое еврейское происхождение в
> жизни не стало помехой. Может
> быть, потому что фамилия отца - Рязанов.
> А свою национальность
> воспринимаю как данность... Как в том анекдоте, на
> вопрос: "Вы еврей?" -
> человек ответил: "Нет, я просто сегодня хорошо
> выгляжу".
>
> АЛЕКСЕЙ
> СИМОНОВ.
>
> У моего отца, Константина Симонова, было четыре жены,
> и
> вторая из них - заведующая отделом поэзии журнала <<Москва>> в
> 1956
> году Евгения Самойловна Ласкина, моя мама. Она была еврейского рода
> и
> звания. Это была совершенно фантастическая женщина. Большая
> часть
> того, что я есть, - это у меня от неё... Да, у мамы
> неприятностей
> хватало. В 1949 году она была уволена из Радиокомитета как
> человек
> <<неподходящей>> национальности (в то время Комитетом
> руководил Сергей
> Лапин). А в 1958 году главный редактор журнала "Москва"
> Михаил
> Алексеев выгнал ее с работы "за отсутствие бдительности"
> при
> публикации стихотворения поэта Семена Липкина.
>
> ВЕНИАМИН
> СМЕХОВ.
>
> Комплекс аллергии к начальству, боюсь, никогда не пройдет.
> Жизни не
> хватит. А вот еврейский вопрос, кажется, получил в моей
> душе
> окончательный ответ. Признаюсь, я изжил мою болезнь - в Израиле. Я
> был
> там дважды, и этим все сказано. Пелена страха и вранья спадает
> сразу,
> как только ты восходишь к Иерусалиму. Если Бог внушил тебе разум
> -
> ничего другого не требуется. Это такой город, это такая земля.
> Кстати,
> я вот что слышал в Израиле о евреях. Эта тема никого здесь не
> трогает.
> Израильтяне говорят: это ваши проблемы - тех, кто в
> диаспоре.
> Израильских зрителей нельзя привлечь в театре ни анекдотами,
> ни
> новеллами на "проклятую" тему. Нет такого вопроса - есть
> прекрасная
> страна с тысячей собственных проблем.
>
> ИННОКЕНТИЙ
> СМОКТУНОВСКИЙ.
>
> Моя жена -- еврейка. Ее зовут Шломит. Она
> родилась
> в Иерусалиме, недалеко от Стены Плача. В 30-м году ее,
> маленькую, мать
> увезла в Крым, где создавалась еврейская коммуна. Там
> их всех обобрали,
> половину пересажали. Теща моя только два года назад
> вернулась в
> Иерусалим.
>
> ЕЛЕНА СОЛОВЕЙ.
>
> Папа у меня был нерелигиозный еврей,
> хотя в детстве он
> воспитывался бабушкой и дедушкой в Белоруссии и,
> естественно, бабушка
> и дедушка у него были религиозными. Они жили в селе
> Кулешово. Я думаю,
> вернее, я даже уверена, что он воспитывался в
> еврейской традиции. Не
> так просто в те годы было быть религиозным
> евреем... Папа мой помнил,
> как он в детстве с дедушкой ходил в синагогу.
> Когда мы приехали сюда,
> он снова начал ходить в синагогу. Круг
> замкнулся... Счастье для
> человека, на самом деле, если он может хотя бы в
> конце жизни опять
> придти к себе... Я не хожу в синагогу, но, если
> говорить о моих корнях,
> я всё равно чувствую себя и еврейкой, и русской;
> и ни от чего не
> отказываюсь. У меня один дедушка Иван, а другой - Абрам.
> И кровь обоих
> - во мне. Это моя кровь.
>
> СТИВЕН СПИЛБЕРГ.
>
> Я с
> нетерпением ждал критики на фильм, поскольку тема
> весьма острая и
> спорная... Однако я не подозревал, что кто-нибудь в
> Израиле способен
> подумать, будто я могу сделать нечто - книгу,
> телепередачу или фильм,
> направленное против государства Израиль. Меня
> поразило, что мое прошлое
> как еврея и как режиссера не было принято во
> внимание. Никто никогда не
> сомневался в моей привязанности к еврейству
> и к Израилю... Мое еврейское
> окружение обиделось на меня за то, что я
> дал возможность палестинцам
> принять участие в диалоге с лидером
> израильских
> мстителей.
>
> ВЛАДИМИР СТАСОВ.
>
> Еврейское племя так талантливо,
> так многоспособно,
> что только вы снимаете с этих людей путы, и они тотчас
> же несутся с
> неудержимой, порывистой силой и вносят свежие, горячие
> элементы в
> массу европейского гения, знания и творчества... Не будь
> евреев на
> свете, будь они вычеркнуты из всемирной истории, не только
> древней, но
> и новейшей - всеобщий уровень понизился бы Бог знает на
> сколько
> процентов, и весь мир носил бы совершенно другую
> физиономию.
>
> СЕМЁН ФАРАДА.
>
> В мое время Бауманский институт для
> евреев был закрыт. Но я, будучи
> евреем, этого не знал, даже не
> догадывался! Поэтому был единственным
> поступившим. На курсе я оказался
> единственным евреем, а наш
> завкафедрой был махровым антисемитом. Но
> придраться ко мне было трудно
> -- самодеятельность самодеятельностью, а
> учился я прилично. Но кто
> ищет, тот всегда найдет.
>
> ДМИТРИЙ
> ХВОРОСТОВСКИЙ.
>
> По роду своей профессии и деятельности я практически
> всё время
> встречаюсь и работаю с людьми еврейского происхождения. Так
> уж
> получилось, что именно они наиболее тесно связаны с
> музыкой,
> литературой, искусством да и с коммерцией, а мне часто
> приходится
> встречаться с бизнесменами и политиками, где тоже достаточно
> высокий
> процент евреев. Думаю, что в силу естественного и
> неестественного
> отбора да и других обстоятельств, люди еврейского
> происхождения
> обладают обширным интеллектуальным потенциалом, который
> позволяет
> иметь наибольший успех в области культуры. У этих людей есть
> чему
> поучиться.
>
> ФЁДОР ЧЕХАНКОВ.
>
> Вообще-то, я полуеврей. Я
> еврей по папе -- Якову
> Федоровичу Вайнштейну, который погиб в первые годы
> войны. Мама моя
> русская. В силу своего возраста я себя ни евреем, ни
> полуевреем не
> ощущаю. Родился в Орле -- родном городе Тургенева, Бунина,
> Фета,
> Пришвина и Лескова... Когда в 1957 году мне исполнилось шестнадцать
> и
> надо было получать паспорт, мама, не спрашивая меня, записала
> меня
> Чеханковым, решив, что с фамилией <<Вайнштейн>> мне
> придется трудно.
> Впрочем, я эту тему не усугубляю, я вообще все это не
> люблю: жить
> тогда было трудно всем: и евреям, и русским. Разве что, в
> каких-то
> ситуациях евреям было сложнее.
>
> ИННА ЧУРИКОВА.
>
> Для
> актеров это нонсенс, слишком много замечательных и
> любимых актеров,
> художников, писателей - евреи. Эта среда особая. Хотя
> были годы, когда
> обижали даже всенародно любимого Аркадия Райкина. Но
> это как раз, к
> счастью, в прошлом... Нужны и законы - я не хочу, чтобы
> продавалась
> фашистская литература, чтобы агрессивно настроенные люди
> имели доступ к
> публичным трибунам. Еще нужно больше грамотных учителей
> в школах, которые
> могли бы изменить ситуацию через воспитание нового
> поколения. Корень
> проблемы - в невежестве. Невежественные люди
> воспитывают невежественных
> людей.
>
> МАРК ШАГАЛ.
>
> Если бы я не был евреем (в том смысле,
> который я вкладываю
> в это слово), я никогда не стал бы художником или был
> бы другим
> художником. Я сам прекрасно знаю, что может создать этот
> маленький
> народ... Я хочу быть евреем во всем, в чем только можно. Я
> буду
> стараться писать на идише. Я стеснялся писать на идише постоянно,
> так
> как заблуждения любят меня, или - наоборот. Я свято верю, что
> без
> мужественного и библейского чувства в душе жизнь ничего не стоит.
> Если
> еврейский народ выжил в трудной борьбе за кусок хлеба, то
> это
> произошло только благодаря нашим пламенным идеалам.
>
> ВЛАДИМИР
> ШАИНСКИЙ.
>
> Я не всегда был против коммунистов, но я всегда
> был
> против антисемитов. И в тот момент, когда коммунисты
> "запахли"
> антисемитизмом, можно сказать, "завоняли", - я превратился
> в
> решительного и непримиримого антикоммуниста. Я считаю, что
> любые
> политические взгляды имеют право на существование, в том числе
> -
> коммунистические. Но антисемитизм, как и любой другой расизм,
> является
> злейшим врагом человечества и на существование права не
> имеет.
>
> АЛЕКСАНДР ШИРВИНДТ.
>
> Мой нежный и уникальный папа -
> пруссак. А мама -
> еврейка, одесситка. Как-то, роясь в семейных бумажках,
> я наткнулся на
> справку, и оказалось, что папа не Анатолий Густавович, а
> Теодор. Я мог
> бы быть Александром Теодоровичем, но в те годы в России
> иметь немецкие
> корни было даже опаснее, чем еврейские... Меня спрашивали,
> куда ты в
> артисты идешь - с такой фамилией, кто это выговорит? В 53-м
> году, под
> дело врачей, я из института вылетел. Я не врач, но все равно -
> чистка
> была всего этого населения.
>
> ЕФИМ ШИФРИН.
>
> Судьба
> нашего народа сложилась так, что мы своё еврейство
> обнаруживаем в
> красках, линиях,во взгляде, в особой интонации, но не в
> письме, не в
> языке, не в литературе. Я не меньше еврей, чем еврей,
> говорящий на ладино
> или на иврите. Ведь как бы мы ни ежились и ни
> корчились, услышав обидный
> анекдот, на самом деле еврей - это диагноз...
> Поэтому, повешу ли я, как
> некая модная певица - еврейка крест на шею,
> надену ли кафтан или бурку -
> ничего со мной не поделаешь: я есть
> носитель определённого свойства,
> которым меня наделили, не спросив. Но
> я бесконечно благодарен за эту
> наделённость и счастлив, что именно так
> со мной случилось на небесном
> распределении.
>
> АЛЬФРЕД ШНИТКЕ.
>
> Я начал чувствовать себя евреем
> с начала войны. Вернее, как только
> началась война, я себя сразу
> почувствовал одновременно и евреем, и
> немцем. Антисемитизм возродился у
> нас с началом войны. Я не помню,
> чтобы меня раньше обзывали евреем на
> улице. Впервые это случилось
> осенью 1941 года. Странная, иррациональная
> вещь! Реальность поместила
> меня, не имеющего ни капли русской крови, но
> говорящего и мыслящего
> по-русски, жить здесь. Половина моей крови
> по-настоящему и не проросла
> во мне. Я не знаю еврейского языка. И я,
> испытав в связи с моей
> физиономией и рядом других признаков все
> неудобства, связанные с этим,
> никаких преимуществ не ощутил. Причины
> антисемитизма в России
> разнообразны. Тут есть древние причины - ну,
> чужой, да еще еврей, да
> еще распявший Христа, да еще устроивший
> революцию.
>
> ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ.
>
> Думаю, что, если говорить о
> музыкальных
> впечатлениях, то самое сильное произвела на меня еврейская
> народная
> музыка. Я не устаю восхищаться ею, ее многогранностью: она
> может
> казаться радостной, будучи трагичной. Почти всегда в ней - смех
> сквозь
> слезы. Это качество еврейской народной музыки близко моему
> пониманию
> того, какой должна быть музыка вообще. В ней всегда
> должны
> присутствовать два слоя. Евреев мучили так долго, что они
> научились
> скрывать свое отчаяние. Они выражают свое отчаяние
> танцевальной
> музыкой.
>
> СЕРГЕЙ ЮРСКИЙ.
>
> Во мне есть еврейская
> кровь. Но я человек русский и
> всегда себя считал русским. Будучи и
> наследственно православным, и
> постепенно сам придя к православию как
> религии родителей. Еврейские
> корни есть со стороны матери, но и там это
> были крещеные евреи. Может
> быть, насильно крещеные, не знаю. Фамилия
> матери Романова. Возможно,
> эту фамилию дали ее предкам по царю. Во всяком
> случае, это было где-то
> далеко, потому что мама по рождению
> петербурженка. Испытал ли я все
> эти проблемы и чувствовал ли, что не хочу
> быть евреем, потому что
> ничего хорошего это не принесет? Да, испытал, и
> очень серьезно. Но я
> могу гордиться одним. Что ни разу в те времена не
> закричал: <<Я
> русский! У меня папа православный!>> Никогда. Я
говорю об этом только
сейчас, когда отмечаю столетие отца. И когда
выгоднее, скорее, быть
евреем. А тогда что было делать? Паспорт все время предъявлять? Как-то
неловко. Пришлось просто помалкивать. Терпеть."



СТАТЬЯ ИЗ ИНТЕРНЕТА.



Другие статьи в литературном дневнике: