Избегай порока

Пётр Давыдченко: литературный дневник

Читаем Библию


Псалом 1-й. Исповедание веры Давида.


Псалом Давида.


Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых
и не стоит на пути грешных
и не сидит в собрании развратителей,
но в законе Господа воля его,
и о законе Его размышляет он день и ночь!
И будет он как дерево, посаженное при потоках вод,
которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет;
и во всем, что он ни делает, успеет.
Не так — нечестивые, не так:
но они — как прах, возметаемый ветром с лица земли.
Потому не устоят нечестивые на суде
и грешники — в собрании праведных.
Ибо знает Господь путь праведных,
а путь нечестивых погибнет.
(Пс.1:1-6).


Псалтирь начинается Псалмом, который своей ясностью и определенностью задает тон всему собранию Песнопений Господу.


Давид с самого начала определяет свой символ веры. Он выбирает путь с Господом. Ему противостоит путь погибели. Нет середины, нет окольных путей, нет другой цели.


Исповедание Давида согласуется с предложением Самого Господа:


«Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие:
Благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете»./Втор.11:26-28/.
Поразительно, что это именно предложение Господа, который не ущемляет свободную волю человека, лишь предупреждает о неизбежности действия духовных законов.
Полноту блаженства раскроет лишь Господь в Нагорной проповеди./Мф.5:1-12/.
То, чего может достичь человек в укрепляющем его Иисусе Христе,/Фил.4:13/, ещё не доступно Ветхозаветному человеку.
Но Давид определяет троекратное «не», открывающее путь к блаженству.
Ещё не умея постичь сладость узкого пути, ведущего человека к Новозаветному блаженству полноты общения с Господом, человеку было под силу видеть пути, удаляющие его от Всевышнего. Усилием воли следовало избежать этих путей.
«Блажен муж, который не ходит… не стоит… и не сидит…»
На это троекратное «не» обратил внимание и С.С.Аверинцев.
Процитирую его:
«На самом пороге того словесного аналога Скинии или Храма, какой представляет собою Книга Псалмов, отсекаются три возможности зла. Носителю православной традиции трудно не вспомнить троекратное отречение от диавола и всех дел его, приготовляющее крещаемого к Таинству Крещения…
Итак, перед нами три отрицания: «не ходит» — «не стоит» - «не сидит». Присмотримся к ним пристальнее…
Первый глагол даёт образ движения, устремления, но в то же время нестабильности, а потому неокончательности. Второй глагол - переход к стабильности. Третий глагол добавляет к стабильности - успокоение…
Итак, первая ступень зла - великая духовная неразборчивость. Кто находится на ней — нарушает верность Богу, без различения якшаясь с Его врагами, ища себе места на их собрании, принимая их мысли, их волю, их умысел как ориентир для своего действия. Это уже худо. Но поскольку речь идет еще о «хождении», ситуация еще не совсем устойчива, не совсем стабильна. Окончательный выбор представляется еще не сделанным.
Увы, очень скоро его приходится сделать: «встать на путь»…
Нет никого, кто не приходил бы на путь грешных: самый закон естества и смерти приводит нас туда. Сказано: «не стоит», сиречь, не остается. Стоит и остается тот, кто отягощен тяготою грехов»…
Это ли не конец? Что еще осталось?
Очевидно, пока человек стоит, хотя бы там, где стоять не должно, в его осанке сохраняется хотя бы толика трудного напряжения…
В оборотах… «на том стою», «такова моя позиция»… может присутствовать гордыня, закоренелость, даже остервенелость, но еще не слышится нотки цинизма. Воля направлена ложно, однако пока еще остается волей. История предлагает нам в изобилии примеры подобного состояния — героические террористы, готовые на самопожертвование убийцы, смертельно серьезные безбожники. Но долго так не простоишь.
И потому последняя ступень зла… Это поистине шедевр сатаны — адская пародия на благодатное успокоение, обретаемое в Боге…
Кто созрел для последней ступени зла, оказывается в особой компании: это не просто противники дела Божия. как на первой ступени, не просто сбившиеся с пути беспутники, как на второй, это циничные «насмешники»,«кощунники»…
Их глумливая болтовня, их сумасшедший смешок, их расслабленное и расслабляющее суесловие разве мы не видели, разве мы не насмотрелись до тошноты, как это приходит на смену более «серьезным» и даже «героическим» стадиям зла? А на смену цинизму не приходит больше уже ничего. Ибо в нем выражает себя последнее, окончательное, безнадежное растление. От него же да избавит Господь нас обоих: тебя, читающего, и меня, пишущего».(1).
Что же позволяет человеку удержаться на трех спасительных «не»?
«В законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!»
Воля, разум и чувства - три составляющие части, (три силы), души.
Чувства могут быть увлечены страстями, разум может быть обманут, но воля человека - руль, помогающий сознательно управлять своими эмоциями и поступками.
А.А.Блок сказал, что «художник платит случайной жизнью за неслучайность пути».
Жизненный путь царя Давида был драматичен. Он был рожден поэтом, но вынужден был вести жизнь воина. Его поступки чаще определяли жизненные обстоятельства и сама эпоха, а не его душевные склонности и природный характер. Но при этом его верность Господу была безоговорочной.
О законе Его он размышлял день и ночь. И в этом источник его свершений.
«И во всем, что он ни делает, успеет».
Господь создавал для него условия, при которых ему удалось использовать свой потенциал в полной мере и выполнить свою миссию. Он создал Израильское государство, и как пророк сумел прозреть приход Спасителя:
«Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе»/Пс.2:6-8
А что же нечестивые? Те, кто пренебрег правилом трех «не»?
Они, как прах, возметаемый ветром с лица земли. Очень образное определение.
Нечестивые не устоят на суде Божием. Грешникам нет места в собрании праведных.
«Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы – храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом»/2Кор.6:15-16
«И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов»./Матф.25:32
«Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет»/Пс.1:6
(1). С.С. Аверинцев. «Вслушиваясь в слово: три действия в начальном стихе первого псалма - три ступени зла».



Другие статьи в литературном дневнике: