Запись от 07 июня 2017

Виталий Демешко: литературный дневник

Сегодня утром мне пришла в голову такая мысль: "А почему бы мне не сделать слоганы для моих художественных произведений?". Вообще, каждому известно, что многие авторы используют эпиграфы. Однако эпиграф и слоган имеют разную специфику и функции. Как правило, эпиграфы - это высказывания известных людей, цитаты из книг, крылатые фразы, пословицы и поговорки. Лично меня они интересовали с самого детства. Особенно вдохновляющим был опыт Джеймса Фенимора Купера. В целом ряде своих романов он использовал эпиграфы перед каждой главой. Это были короткие фрагменты знаменитых произведений У.Шекспира, Д.Байрона, В.Скотта и других литературных классиков. В одном из своих детских романов я тоже попытался использовать эпиграфы (в основном из комедий Плавта), но в целом опыт не прижился. Однако идея использовать слоганы для рассказа (а не для фильма как это обычно делается), показалась мне небанальной и легко осуществимой. Сначала я думал, что буду использовать этот приём для новых рассказов. Но потом решил - а чем старые-то хуже? Главные отличия слогана от эпиграфа заключаются в том, что слоган - это не чужая цитата, и главная задача не столько раскрыть перед читателем основную мысль, сколько заинтриговать его, привлечь к прочтению. В кино слоганы придумывают рекламщики для рекламной кампании. Мои же слоганы находятся в пограничном состоянии с эпиграфами (точнее - самоэпиграфами, если так можно сказать), чуть-чуть приоткрывая перед читателем смысл рассказа. Главное условие, которого я придерживаюсь таково, что мой слоган - это обязательно строчка из произведения.
Возможно, некоторые читатели не согласятся с моим выбором и скажут: "В рассказе есть более интересная цитата". Но слоган - это часть произведения, как и эпиграф, и определять его содержание - это право самого автора.
Ещё я с радостным удивлением наблюдаю за тем, какое удовольствие мне доставляет продолжать осмысливать, перечитывать, и незаметно совершенствовать свои опубликованные произведения. Переделывание того, что пишется "из-под палки" всегда вызывало у меня внутреннее отторжение и гнев. Но в своих литературных начинаниях совершенствование является скорее источником нового творческого вдохновения и удовольствия от проделанной работы.
Ещё бы мне хотелось со временем сделать иллюстрации для своих рассказов, хотя бы по одному на каждый. Но рисовать я не умею, а находить картинки в Интернете и размещать их у себя - как-то некорректно. Поэтому данный вопрос для меня остаётся открытым.



Другие статьи в литературном дневнике: