Запись от 06 мая 2018 г.

Виталий Демешко: литературный дневник

Сегодня я опубликовал давненько уже задуманный очерк о трагической гибели пяти спецпереселенцев в северном леспромхозовском посёлке Омской области в мае 1948 года. И сегодня же меня ждало ещё одно удивительное открытие. Неожиданно для себя я обнаружил в "Избранном" Юрия Олеши необычное произведение - мемуарно-дневниковую повесть "Ни дня без строчки". Оказывается, автор "Трёх толстяков" был невероятно близок мне по набору читаемых авторов. При беглом просмотре я с изумлением обнаружил любопытнейшие заметки и об Эдгаре По, и о Жюле Верне, Герберте Уэллсе и даже... Антонио Пигафетте (!!!) - "летописце" экспедиции Ф. Магеллана. Юрий Олеша рассуждает на тему профессионального роста писателя, попутно излагая интересные детали своей биографии, наблюдения за людьми, событиями, природой. Особенно меня поразили его рассуждения о личных дневниках. Судите сами, вот цитата из его дневника от 5 мая 1930 года: "Вместо того, чтобы начать писать роман, я начал писать дневник. Читатель увлекается мемуарной литературой... Пусть пишут дневники все: служащие, рабочие, писатели, малограмотные, мужчины, женщины, дети - вот клад для будущего!" (В.Бадикова. Примечания. // Олеша Ю. Избранное. - М.: Правда, 1987. - С. 471.) Невозможно не согласиться с этими словами, и я подписываюсь под ними двумя руками.


Цит.: Олеша Ю. Ни дня без строчки. // Олеша Ю. Избранное. - М.: Правда, 1987. - С. 172 - 467.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 06.05.2018. Запись от 06 мая 2018 г.