***

Виктор Меркушев: литературный дневник

Здорово это сказано: «Поступки, рассчитанные на достижение славы, называются хитростью, подобной действиям разбойников». Трудно поверить, что эта фраза просто так отлипла от сердца, а не ниспослана свыше. Ведь есть фразы, которые произносишь, а потом удивляешься – почему и зачем я такое сказал, ведь не думал же об этом! Какой-нибудь безбожный Фрейд быстро бы всё, конечно, объяснил: как и почему, только я ему не поверю, ибо хорошо знаю, что лежит в основе его представления о человеке. А сколько людей делились со мной желанием этой вожделенной для них славы! Но не буду никого закладывать, да и выглядело это всегда неприлично, действительно, речи разбойников я слышал. Сам я чужд подобных желаний, мой жребий в руках Божьих, такие дела решаются не здесь, моя задача делать то, к чему призван с максимальной самоотдачей, а как будут судить меня – разве на то я могу повлиять, не будучи разбойником?
Тлен всё это, а я готов повторить вслед за Маяковским – «ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь». Но вызывает досаду и другое: когда бесцеремонные прохожие, нисколько не ценящие то, чем ты занят, дышат тебе в затылок, лезут пальцами в палитру, постоянно о чём-то спрашивают, отвлекают по пустякам и разговаривают со мной, используя ненормативную лексику, точно я Жан-навозник из «Пришельцев». А вчера мамочка с ребёнком подошли к моей работе и суя ручонки мне в холст пытались выяснить: «Што жи такои дядинька рисуит». Хотя непонятно, что они не могли уразуметь: Адмиралтейство – вот, а Эрмитаж – эвот! Когда-то давно, я имел беседу с одним искусствоведом, занимающимся социологическими исследованиями и всяческой статистикой. Беседа случилась неожиданно для меня, проходила в весёлой компании и как такое обычно бывает в подобных случаях, на все интересующие меня вопросы я так и не получил ответа, но зато сам искусствовед много и интересно рассказывал, и его истории я хорошо запомнил. Тогда собравшиеся от души посмеялись над рассказом искусствоведа об исследовании восприятия зрителями живописных произведений. Объектом для изучения была картина Шишкина «Утро в сосновом лесу». Проведённый опрос показал, что тридцать процентов зрителей не замечали в картине медведицу с медвежатами, а семь процентов не увидели в работе художника леса. Искусствовед под хохот слушателей воспроизводил ответы некоторых реципиентов, которые поражали своей глупостью и идиотизмом. Простояв на улице добрых четверть века, я скажу, что искусствовед был кабинетным мечтателем и идеалистом. Всё гораздо круче и статистика много безрадостнее. А если брать в расчёт некоторые места, где мне приходилось работать, так скажу, что в отдельных «медвежьих углах» медведей бы не увидел никто, да и леса, наверное, тоже. Но Питер же не «медвежий угол», а «культурная столица», так сказать. Иногда, во время смятенного состояния духа, мне бывает страшно выходить работать в людных местах, слава богу, такое случается со мною нечасто.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 23.08.2009. ***
  • 09.08.2009. ***