***

Виктор Меркушев: литературный дневник

Кто ж не знает о любви римлян к гигиене, чистоте и порядку. И пусть не им одним идёт в зачёт мытьё рук перед едой, устройство канализации и водопровода, только представить себе гражданина Древнего Рима немытым, нестриженным и сидящим на корточках где-нибудь в тенёчке за театром Марцелла – совершенно невозможно. И верно, это ж тебе не средневековая Европа, где чтобы не запачкать ног экскрементами передвигались по улицам на ходулях. Тут, в Риме, повсюду было множество туалетов, которым покровительствовала сама Клоакина – богиня подземных вод. Да что там Клоакина! Крепит – бог туалетов, достойно и грозно восседал посреди всего многочисленного языческого пантеона. Заметим, что русские слова: «крепиться», «крепись», пошли именно как производные от этого весьма почитаемого имени. Одно неясно, «крепыш» – это тот, кто уже «того», или всё-таки тот, кто «ещё не»? Или же находящийся, так сказать, «в процессе»? Этого, пожалуй, мы никогда не узнаем, но сравните весьма симпатичное слово «крепыш» со словом «смерд», обозначавшее почти то же самое, но не осенённое сиятельным вмешательством божества. «Мерд» по-французски говно. Есть ведь разница, не правда ли? А может всё происходит оттого, что французы, собственно, нам не указ. Леонардо, которого пригласил погостить у себя король Франсуа I, был настолько шокирован антисанитарией королевского замка, что в первый же вечер изобрёл унитаз, в котором был предусмотрен сливной бачок и система отвода. «Эта хреновина нам без надобности», – посмеялся над ним засранец-Франсуа. Да и через пару веков там ничего не изменилось: король-солнце Людовик XIV мылся за жизнь всего лишь дважды и русские послы докладывали Двору, что «ихнее величество воняет паче золотаря, аки дикий зверь!» Надо ли говорить, что представлял собой Лувр и его окрестности. Тут было без ходуль – никак, или уж, на худой конец, без деревянных башмаков.
Вернёмся всё-таки к Крепиту, вернее, к подведомственным ему «зданицам от неизвестных архитекторов». А чудесные были те зданьица, надо заметить объективности ради. И не только благодаря «туалетному налогу», взимаемом в Древнем Риме. Налог был немаленьким, но люди всегда платили – понимали: надо! Отсюда, от этого замечательного налога, и пошло крылатое выражение: «Деньги не пахнут!» Налоги шли на богоугодное дело и никто ничего не разворовывал. Строились туалеты, большие и маленькие, с удобствами и без таковых. Существовали туалеты, где за некоторыми уважаемыми гражданами Рима закреплялись даже именные посадочные места, которые до прихода туда владельцев, «грели» специальные люди. Как грели, собственно, понятно и без подробностей. Дело в том, что в Риме было принято вести в таких заведениях философические беседы, где всяк мог хорошо видеть выступающего, ибо постаменты располагались по кругу, на манер «круглого стола короля Артура». Речь оратора иногда прерывалась шумом спускаемой воды, но это ничего, важно, что в тесном кругу собравшихся никогда не прекращалось заинтересованное общение.
Это я к тому, что когда в девяностых годах все общественные уборные превращались одна за другой в кафе и рестораны, то, надо полагать, таким образом у нас воплощалась в жизнь благородная идея сделать нечто подобное, вдохновляясь прекрасным примером Древнего Рима. В помещениях убирали трубы, унитазы и писсуары, а на их место водружали стулья и круглые столики, дабы наши люди тоже могли пофилософствовать, сидя друг против друга.
О чем? Так известно о чем, о том же, о чём и две тысячи лет назад: как нам, крепышам, продолжать крепиться дальше. Тема эта сделалась теперь совершенно неисчерпаемой, особенно после того, как исчезли все городские стационарные туалеты, а закон сохранения вещества пока никто не отменял.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.10.2011. ***
  • 26.10.2011. ***
  • 24.10.2011. ***
  • 12.10.2011. ***
  • 11.10.2011. ***
  • 04.10.2011. ***