***Кто ж не знает о любви римлян к гигиене, чистоте и порядку. И пусть не им одним идёт в зачёт мытьё рук перед едой, устройство канализации и водопровода, только представить себе гражданина Древнего Рима немытым, нестриженным и сидящим на корточках где-нибудь в тенёчке за театром Марцелла – совершенно невозможно. И верно, это ж тебе не средневековая Европа, где чтобы не запачкать ног экскрементами передвигались по улицам на ходулях. Тут, в Риме, повсюду было множество туалетов, которым покровительствовала сама Клоакина – богиня подземных вод. Да что там Клоакина! Крепит – бог туалетов, достойно и грозно восседал посреди всего многочисленного языческого пантеона. Заметим, что русские слова: «крепиться», «крепись», пошли именно как производные от этого весьма почитаемого имени. Одно неясно, «крепыш» – это тот, кто уже «того», или всё-таки тот, кто «ещё не»? Или же находящийся, так сказать, «в процессе»? Этого, пожалуй, мы никогда не узнаем, но сравните весьма симпатичное слово «крепыш» со словом «смерд», обозначавшее почти то же самое, но не осенённое сиятельным вмешательством божества. «Мерд» по-французски говно. Есть ведь разница, не правда ли? А может всё происходит оттого, что французы, собственно, нам не указ. Леонардо, которого пригласил погостить у себя король Франсуа I, был настолько шокирован антисанитарией королевского замка, что в первый же вечер изобрёл унитаз, в котором был предусмотрен сливной бачок и система отвода. «Эта хреновина нам без надобности», – посмеялся над ним засранец-Франсуа. Да и через пару веков там ничего не изменилось: король-солнце Людовик XIV мылся за жизнь всего лишь дважды и русские послы докладывали Двору, что «ихнее величество воняет паче золотаря, аки дикий зверь!» Надо ли говорить, что представлял собой Лувр и его окрестности. Тут было без ходуль – никак, или уж, на худой конец, без деревянных башмаков. © Copyright: Виктор Меркушев, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике: |