Перемены к лучшему"В последние дни на «Нацбест» (и на меня как на его «комиссара») выплеснули ушат (а вернее, пару-тройку ушатов) даже не помоев, – какие уж там помои, – а такого густопсово-болезненного идиотизма с дебильно-истерическим уклоном, что остается только развести руками... Ну, кто там еще не успел объяснить лично мне и моим коллегам по премии, что «бестселлер» – это просто-напросто книга, которая продается лучше других, а говоря о «национальном», лучше все же указать, какую именно нацию ты имеешь в виду? Решительное обновление и омоложение Большого жюри сделало свое дело: на смену прошлогодней разнузданной кумовщине пришли куда более мягкие и расфокусированные дружеские узы, литературно-партийные и служебно-издательские пристрастия и куртуазное амикошонство – отсюда и достаточно неожиданный, и, вместе с тем, несомненно сильный шорт-лист. Александр Терехов "Немцы" (12 баллов) Владимир Лидский "Русский садизм" (7 баллов) Владимир Лорченков "Копи Царя Соломона" (7 баллов) Марина Степнова "Женщины Лазаря" (7 баллов) Сергей Носов "Франсуаза, или Путь к леднику" (6 баллов) Анна Старобинец "Живущий" (6 баллов) Прежде всего, обращает на себя внимание присутствие в нем двух рукописей. И пусть одна из них, – полупудовые «Немцы» лауреата «Большой книги» Александра Терехова, – уже успела буквально в последние дни стать книгой, да и вообще выглядит по итогам предварительного голосования явным фаворитом, – члены жюри все равно проголосовали именно за рукопись, – неторопливо разгоняющуюся и по-настоящему выстреливающую только к финалу, то есть безусловно дочитали велеречиво-разоблачительный роман о лужковской Москве до конца. Еще примечательнее история с «Русским садизмом» никому не известного Лидского (которого, правда, номинировал в рукописи не абы кто, а сам Павел Крусанов). Этот яркий, странный и страшный роман вышел в финал более чем уверенно. А если добавить обилие взволнованных откликов на новое произведение Упыря Лихого (также в рукописи), то поневоле – а вернее, конечно, с радостью – придется придти к выводу: на сей раз члены жюри подошли к своей работе серьезно и ответственно, ориентируясь на тексты, а не на имена и обложки. Вышедшие в финал книги Сергея Носова, Марии Степновой, Анны Старобинец и журнальная публикация Владимира Лорченкова достаточно широко обсуждались в течение года (упомяну, что я посвятил каждому из этих произведений по монографической рецензии на популярном ресурсе «Фонтанка.ру») и наверняка будут обсуждаться еще. Обращает на себя внимание жанровое разнообразие этих четырех романов: ироническое повествование букеровского типа («Франсуаза»), фамильная сага с сильным гендерным перекосом («Женщины Лазаря»), интеллектуальная фантастика с элементами антиутопии («Живущий»), русско-молдавское, с еврейским акцентом, «тарантино» («Копи Царя Соломона»)". (В.Топоров, литературный критик)
© Copyright: Дискуссионный Клуб Прозы, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|