***

Дина Иванова 2: литературный дневник

Хочу поблагодарить Жанну Марову - https://proza.ru/avtor/rgnyj ,
за то, что в одной из своих работ обратила внимание читателей, во всяком случае, моё, на имя шведского учёного, изобретателя, теософа, мистика - Сведенборга Эммануила.
Имя известное.
Прошли века. А его трактаты не снижают интереса и не только у теологов, но и у читателей.
Поэтому порадовало откровение Жанны:
"Что конкретно я извлекла из этой книги?
Можно сказать — Счастье на всю оставшуюся жизнь...".


Всегда хочется понять человека, с которым общаешься.


С трудами русских религиозных философов– B.Соловьева, Н.Бердяева и др. интересовалась всегда.
Интерес возрос во время работы сына над диссертацией – «Культурология Флоренского».
Мы всегда старались проявлять внимание к занятиям друг друга.
Хотя, по своему мировоззрению, семья наша – не кондовые атеисты, но явно выраженные материалисты.
Но я с большим уважением отношусь к людям искренней веры в Божественное начало.
С годами даже чуточку стала им завидовать, их подпиткой ВЕРОЙ, НАДЕЖДОЙ, ЛЮБОВЬЮ…
---
Открываю книгу - Сведенборг Эммануил. "О Небесах, о мире духов и об аде".
В переводе А. Н. Аксакова, с его толкованиями особенностей стиля автора, она читается без особого напряга.
«Слог Сведенборга во всех его богословских сочинениях отличается математической точностью употребляемых выражений и простотой..."


Заношу в свой дневник те строки, которые, на мой взгляд, обогащают непреходящими ценностями.
О любви.
- Любовь есть для каждого сама суть его жизни;
- Жизнь каждого человека такова, как и любовь его;
- Соединение мужа и жены в самых внутренних, духу их принадлежащих началах происходит вследствие самой цели создания…".


Можно по-разному трактовать мысль теолога -

«..ничто небесное, находящееся вне человека, не может влиять на него и не принимается им, если внутри его самого нет небес..».


Для меня это звучит так – если в человеке нет ничего святого - добра, долга, ответственности, он пуст… для него «…солнце стало мрачно как власяница..».


«Природный человек думает, что он лишится всякой мысли, если у него отнять понятие о времени, пространстве и о всем вещественном, потому что на этом основаны все мысли его. Но да будет ему известно, что мысли его настолько же конечны и узки, насколько они зависят от времени, пространства и всего вещественного…».


Возможно слишком прямолинейно переношу жизнь небесную, жизнь ангелов, описную в трактате, но беру именно то, что подвластно моему мышлению, моему мировоззрению.
Ибо эти строки расширяют представления о жизни тут и сейчас…

Интересная глава - О разговоре ангелов с человеком.


- «…человек постепенно удалялся от небес, начав любить себя более Господа и мир более небес; вследствие этого он начал познавать удовольствия любви к себе и к миру раздельно от небесных, и наконец раздел этот дошел до того, что человек перестал знать об ином удовольствии. Тогда внутренние начала его, которые были открыты к небесам, закрылись, а открылись к миру его внешние начала. В этом состоянии человек находится в свете относительно всего мирского и во тьме относительно всего небесного…».


Но он всё-таки человек и не лишается глубоких чувств любви, добродетельности…
Выбор за каждым… «каждый пребывает в свете по мере восприятия им мудрости….».
Для меня важна мысль:

«жизнь человека, насколько она в нем по наследству и от себя самого, была бы ничто (nulla), если б ему не дозволено было быть во зле и если б он не был свободен; что нельзя принудить человека к добру, и что сделанное по принуждению не остается, но что добро, которое человек делает в свободном состоянии, водворяется в его воле и становится как бы его собственным..».


Вот и итог дискуссии – Легко ли быть добрым?


«Итак, человеку дана свобода на то, чтоб он мог любить (affici) истину и благо…»,
«Все, что в этом сочинении сказано о небесах, о мире духов и об аде, покажется темным для тех, кто не находит удовольствия в познании истин духовных, но ясным для тех, кто находит в этом удовольствие, и в особенности для тех, кто любит (sunt in affectione) истину ради истины, т. е. за то, что она есть истина, ибо все, что человек любит, входит вместе со светом в понятия духа его, в особенности же когда любимый предмет – есть истина, ибо всякая истина есть свет…».


Мысли 12 века не устарели, а вот подходы к ним постоянно развивались, и они могут быть разными.
В этом и есть большая ценность в уважительных, дружественных, достаточно компетентных обменах мнениями.


Ещё раз, Жанна, большое спасибо за подсказку почитать и чуточку поразмышлять…




Другие статьи в литературном дневнике: