***

Гималайский Кедр: литературный дневник

В текстах подобной философской направленности авторы вправе использовать ключевые слова по своему усмотрению, но при этом они должны заботится о том, чтобы их значения не слишком далеко уходили от словарных, или являлись их элегантным расширением. Это может быть дело вкуса, "привычки" какое слово использовать. Но вместе с тем слова несут и подтекст. У меня "цель" - это не отсылающее к другим цельное (атомное) представление, а его общепринятые смысловые значения, на мой взгляд, создают "дружественный интерфейс" для читателя.


Вы определяете "привычку" через приобретенные инстинкты, как бы уравнивая человека с "собакой Павлова". Возможно вы этого и не имеете в виду, но такие ассоциации по привычки невольно проскакивают. Далее вы говорите, что привычки формируются из устойчивых представлений. Много всего навешивается на этот термин и это затрудняет понимание неподготовленного (на ваш язык) читателя и может воспринимается им как некое стилистическое несовершенство текста.


Судя по Вашим конечным выводам, вы достигли своей специфической гармонии "привычек", это здорово! Но теперь вернемся к цели, к вашей.


Понять сущность бытия и/или построить науку о человеке.
А зачем?


В своем метафилософском тексте, да и в "Забавах эллинов" я неоднократно подчеркиваю - цель человека сам человек, его гармония... согласие с миром. Попытка понять сущность в отрыве от практических нужд и дел чревата догматизмом, неэффективным мышлением... заблуждениями и многими другими бедами и кроме того, как я подозреваю, может быть невозможна в обще-подразумеваемом смысле.


А с другой стороны понять сущность бытия можно, дело только в том, что понимать под пониманием - гармонию, согласие или же успешный свободный путь к ним...


Цитата из забавы эллинов, 2.10 Метафизика и экзистенциальный характер познания


>На мой взгляд единственным знанием обеспечивающим общее развитие науки, а это значит самого человека, может быть уверенность в цельности бытия и в способности людей познавать эту цельность при определенных обстоятельствах, а именно при собственной устремленности к гармонии, при сохранении особого отношения сознания к бытию. Я бы назвал это отношение экзистенциальным. Оно характеризуется открытостью сознания реальности, готовностью воспринимать ее явления, не укладывающиеся в теоретические схемы, не вполне согласующиеся с накопленным жизненным опытом.<


и далее из 2.11 Условия прогресса познания
>Объединением знаний с одновременной универсализацией и упрощением его структуры могут заниматься специалисты на стыке различных областей науки, а не кабинетные философы выдумывающие окончательный список категорий бытия или логики пытающиеся формализовать правила мышления. Только разнообразный опыт изучения природных явлений, обмен идеями между специалистами из различных областей позволяет достигать более глубокого понимания этих явлений и развития представлений о них в различных областях, в частности выработки общей терминологии. Между этим передовым знанием и общим знанием экзистенциального толка, которое скорее является отношением человека к жизни, т.е. к бытию не может быть никакого промежуточного знания посредника, более общего, чем конкретное и более конкретного, чем общее без того чтобы оно не стало препятствием на пути прогресса.<


Это давно известная парадоксальность человеческого сознания, о которой говорил еще Лао Цзы. Кто говорит я иду к истине (Дао) тот отклоняется от нее. Иначе говоря, преследуя цель понять сущность, можно и откатиться от нее, от своего присущего каждому индивидуального пути гармонии с миром заключающемся в простой человеческой жизни, помощи близким, сочувствии им, заботах о хлебе насущном и т.п. А может это и есть сущность бытия, у каждого свой путь и он чувствует в себе силы его пройти. Кто-то сеет и жнет, кто-то делает хлеб, кто-то подводит воду и энергию к печи... Тот кто ест хлеб должен как-то помогать тем, кто заботится о нем. Он может их лечить, может вдохновлять... показывать как в мире все здорово создано и как это можно использовать для того чтобы жизнь сделать комфортней и безопасней. Для этого не обязательно всем всё разбирать до молекул и атомов и далее... может конца и не быть. Может попробовать как-то проще на уровне общепонятных слов и их значений, изнутри, из себя, а не снаружи, ведь там снаружи только бездушные и непонятные тексты...


С уважением,



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 12.07.2014. ***