Заполярье

Александр Ресин: литературный дневник

По приходе англо-американских конвоев в советские северные порты проблем оставалось предостаточно. Донимали низкая техническая оснащённость портов и ещё более низкая организация любого дела в этих портах.


Первые же английские суда, пришедшие в Советское Заполярье в 1941 году, обнаружили отсутствие портовых кранов грузоподъемностью более 11 тонн при достаточном для разгрузки вылете стрелы, о чём советские власти не потрудились предупредить – скорее всего из-за типичных для России раздвоения сознания и нечётко распределённых обязанностей. Слишком "высокие" должностные лица над подобными "мелочами" вообще не задумывались, начальники же местного масштаба не могли принять никакого решения из-за боязни разглашения "военной тайны", так как сведения о портах и в мирное-то время были секретными, а вопросы снятия секретности находились в ведении слишком "высоких" начальников, которым как раз-то и было не до того. В результате – из трюмов пришедших судов невозможно выгрузить танки. Англичане по собственной инициативе в мае 1942 года пригнали свои плавучие краны большой грузоподъёмности – "Эмпайр Бард" (прибыл с конвоем PQ-15) и "Эмпайр Элгар" (с конвоем PQ-16). Но даже после преодоления "крановой проблемы" союзные суда в ожидании разгрузки нередко простаивали неделями, а то и месяцами. Часто под немецкими бомбёжками и почти без прикрытия советскими истребителями.



В связи с выявившейся в первые же дни войны весьма низкой боеспособностью подводных сил советского Северного флота, в Полярный прибыли две английские подводные лодки – "Тайгрис" (4 августа 1941 года ) и "Трайдент" (10 августа 1941 года).


11 августа 1941 года подводная лодка "Тайгрис" вышла из Полярного в первый боевой поход и уже 17 августа потопила немецкое судно "Haakon Jarl" (водоизмещением 1480 тонн), а 13 сентября отправила на дно немецкий транспорт "Richard With" (водоизмещением 905 тонн).


22 и 30 августа 1941 года подводная лодка "Трайдент" потопила три немецких транспорта, шедших с войсками и боеприпасами, – "Ostpreussen" (водоизмещением 3030 тонн), "Bagia Laura" (водоизмещением 8561 тонна) и "Donau" (водоизмещением 2931 тонна).


В начале ноября 1941 года на смену "Тайгрис" и "Трайдент" пришли лодки "Сивулф" и "Силайен", которые также добились побед, уже 18 ноября 1941 года потопив транспорт "Vesco", а 5 декабря – "Island".


В общей сложности до 21 декабря 1941 года эти четыре английские подводные лодки совершили из Полярного 10 боевых походов и уничтожили 8 морских целей. За тот же период 19 советских подводных лодок Северного флота в 82 боевых походах потопили всего 3 морские цели.



Другие статьи в литературном дневнике: