Вот как пишутся настоящие рецензии

Тереза Пушинская: литературный дневник

А не так, как ЗДЕСЬ в моде.
К вашему вниманию - рецензия будущего магистра английского языка и литературы, филолога.


Рецензия на «Бастион» (Душа Хрустальная)


Герцог Карл Орлеанский в 1460 году в Блуа на поэтическом состязании в качестве темы для баллады дал первую строку своего стихотворения: "От жажды умираю у воды".
Мне кажется, если бы тебе дали эти строки - получилась бы примерно такая проза.


Тема рассказа призывает к поискам диалектического единства противоречий. Таких как желание застрелиться тогда, когда, казалось бы, ничего плохого не происходит.
Рассказ рождён в синтезе "внутреннего отчаяния" (очень горячего и страстного) и холодной атмосферы средневекового замка, где раньше так долго пытали людей. И даже холодный ветер выступает "попутчиком" этой битвы двух идей.
Только одна причина заставляет героиню думать о суициде, озвученная героем этого рассказа, Олом: "Ну нет в нем столько души, чтобы тебе хватило!"


Скепсис и романтизм наполняют произведение. Желание погибнуть показывает трагическую разорванность "полюсов" Тины. Кажется, что никогда эта героиня не найдёт того, чтобы могло удовлетворить её парадоксальную натуру.


Автор сочувствует своей героине, наполняя текст причудливой смесью философских отступлений, которые, впрочем, органично вплетаются в канву произведения.


Квинтэссенция рассказа состоит именно в способе восприятия личности своего внутреннего "я". Героиня тяготеет к чему-то ей ещё не ведомому, но такому желанному, а именно - достижению чувства необъяснимого счастья и горя в одном флаконе. Так как от чего-то одного Тин быстро устанет, захачнет эмоционально. И именно это состояние сопровождает её на протяжении всего произведения. Героине постоянно нужно чувствовать острые края любви, да и вообще жизни.


Возможно, читателям покажется, что Тин себя уж слишком "накрутила". Но дело в том, что здесь освещено именно это состояние - стремление безумствовать, чувствовать жизнь тогда, когда так долго смиренно принимал невыносимо скучных, неинтересных людей, рабов своего собственного скучного сознания, которые бездумно волочились по жизни.
Но, к сожалению, даже свобода окажется ловушкой. Нет какого-то счастливого исхода. При условии, что героиня достигнет своего душевного порыва в реальности, - то есть, если обретёт "плоть и дух" в одном человеке, - всё равно и этот человек изменится. (Например, с течением времени, под напором каких-то обстоятельств, его внутреннее "я" тоже эволюционирует - и, возможно, ему потребуются новые условия для "движений души", в которые Тина уже не сможет входить. И душа его волей-неволей начнёт медленно отторгаться от неё. А также возможен другой вариант - Тине потребуется другой, когда она обретёт то безумство страстей, которых так хочет. Вдруг героиня потянется к спокойному и уравновешенному человеку... А, может, захочет прожить до конца своих дней на Таити, как герой Моэма, художник Стрикленд в романе "Луна и грош". Кто знает, чем героиня сможет наполнить свою душу до краёв.
Чтобы наконец-то сказать: "я абсолютно счастлива". Скорее всего, этого не произойдёт никогда. Потому что люди, у которых есть ум, душа, сознание, являющиеся цельным космополитом, чаще всего могут найти искомое только внутри себя - посредством творчества и жизни, которую другие смогут взять за образец. А люди посторонние(даже если они родные) - рано или поздно разочаруют и слой за слоем будут снимать с души "оболочки", пока до конца её не разденут, после чего душе придётся снова восстанавливаться, а восстановившись - продолжать поиски дорог, которые наконец-то приведут хотя бы к иллюзии равновесия.


Апполинария Мортерра 20.09.2012 00:49



Другие статьи в литературном дневнике: