Батут построен

Дастин Зевинд: литературный дневник

"Батут" построен: как российские чиновники недооценили Илона Маска, и к чему это привело
30.05.2020
Макс Дворак
Илон Маск и многоразовая ракета близко


Илон Маск


Назначенный на 30 мая запуск к МКС корабля SpaceX Crew Dragon называют вехой в истории пилотируемой космонавтики. Какое роль он сыграет в дальнейшем освоении Вселенной, покажет время, но уже сейчас можно утверждать, что влияние на перспективы российской космонавтики будет самым непосредственным, ведь конкуренция со стороны SpaceX на международном рынке лишает ее существенной доли финансирования.


При этом долгое время компанию Илона Маска не воспринимали всерьез: еще в 2000-х в России отвергли его предложения о сотрудничестве, а затем регулярно иронизировали над планами SpaceX. Считалось, что бизнесмену без профильного образования и опыта работы в аэрокосмической промышленности невозможно в кратчайшие сроки создать то, над чем трудились десятки научных институтов. «Профиль» вспоминает историю взаимоотношений Маска с Россией и разбирается, за счет чего главе SpaceX удалось посрамить скептиков.
От изгоя к триумфатору


Свои первые шаги в космическом бизнесе Илон Маск делал в начале 2000-х. Поначалу он не планировать создавать собственные ракеты, а хотел наладить сотрудничество с российскими предприятиями (о достижениях которых регулярно лестно отзывается в социальных сетях). В 2001 году Маск приезжал в Россию для заключения контракта на поставку ракет, однако в итоге вернулся ни с чем. В его биографии, вышедшей в 2015 году, в красках описывается, с каким высокомерием отнеслись российские начальники к делегации из США, де-факто сорвав переговоры.


Именно тот неудачный визит стал отправной точкой для создания SpaceX: не найдя подходящую ракету на рынке, Маск в сердцах решил сделать ее сам. За шесть лет – не сразу, но очень быстро по меркам космонавтики – SpaceX удалось достичь первого успеха: вывести полезную нагрузку на орбиту ракетой Falcon 1. Дальше больше: в 2010 году компания запустила свой первый Falcon 9 и первый корабль Dragon, а в 2012-м осуществила первую его стыковку с МКС. Еще три года спустя компания успешно вернула первую ступень Falcon 9 на землю, а в 2018-м запустила ее тяжелую версию Falcon Heavy. Теперь новый этап – первый в истории вывод человека в космос силами частной компании.


«Даже когда у Маска начались успехи, в России его никто не воспринимал всерьез, – рассказывает «Профилю» историк космонавтики Вадим Лукашевич. – РКК «Энергия», будучи акционерным обществом, выпускала ежегодные отчеты с описанием возможных рисков, в том числе деятельности конкурентов. Молодые сотрудники, непосредственно работавшие над документом, мало-мальски следили за новостями в интернете, поэтому включали туда и SpaceX. А потом отчет уходил наверх, где эти упоминания со смехом вычеркивали».


Что в итоге? Благодаря SpaceX Crew Dragon американцы возобновляют пилотируемые запуски со своей территории впервые с 2011 года, когда был совершен последний полет по программе Space Shuttle. И «Роскосмос», в последние девять лет отвечавший за доставку астронавтов на МКС, теряет до $500 млн годового дохода. Так, из свежего отчета NASA известно, что в 2018 году корпорация купила 6 мест в российских «Союзах» стоимостью около $80 млн каждое.


При этом, согласно отчету «Роскосмоса» за тот же 2018-й, годовая выручка корпорации составила 32,266 млрд рублей (из них от «международной космической деятельности» – 32,263 млрд, почти $513 млн по среднегодовому курсу). Бюджетное же финансирование предприятий космонавтики по действующей Федеральной космической программе в 2018 году составило 88,8 млрд рублей. Из-за многочисленных нюансов в подсчетах трудно вычислить точный процент годового довольствия «Роскосмоса», полученного благодаря сотрудничеству с NASA, однако в любом случае это заметная доля.


К слову, одно место в Crew Dragon будет стоить NASA всего $55 млн (равно как и будущим частным заказчикам, «извозом» которых намерена заняться компания Маска).
Космическая гонка в Twitter


Вместе с тем, конкуренция «Роскосмоса» со SpaceX – это далеко не только хитроумные расклады в финансовых отчетах. В последние годы их заочное противостояние было изрядно украшено выступлениями нынешнего главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина. Чиновник был всегда щедр на яркие цитаты. Так, в 2014 году, занимая должность вице-премьера РФ, Рогозин так прокомментировал американские санкции в адрес России: «Если они хотят нанести удар по экономическому потенциалу российского ракетостроения, то пусть тогда батутом доставляют своих астронавтов на Международную космическую станцию».


Как в воду глядел: всего шесть лет спустя Маск предоставил NASA собственный «батут». Хотя пообещал это сделать еще в 2011 году: тогда американцы оставили на МКС свой флаг с целью вернуть его на Землю экипажем, который стартует с территории США. И в твиттере SpaceX появилась запись о том, что компания принимает вызов.


Обмен любезностями между Маском и Рогозиным в Twitter стал своего рода традицией. В марте 2019-го в ответ на твит Маска о том, что в России отличное ракетостроение, Рогозин заметил: «Тут с Илоном не поспоришь». Все бы ничего, но всего за несколько недель до этого глава «Роскосмоса» раскритиковал профессионализм Маска в вопросах ракетных двигателей, когда тот написал, что двигатель SpaceX Raptor побил рекорд российского РД-180. Позже он, отвечая на вопрос журналистов, заявил, что не стал бы нанимать Маска для создания в России собственных многоразовых ракет.


А месяц назад Дмитрий Рогозин заявил следующее: вместо честной рыночной борьбы Маск демпингует, но мы нашли, чем ему ответить – тоже снизим цены на 30%. Реакция главы SpaceX не заставила себя долго ждать: «Ракеты SpaceX многоразовые на 80%, их – на 0%. В этом основная проблема». Ответ Рогозина был краток: в указаниях из Вашингтона не нуждаемся.


Постепенно общение двух руководителей становится феноменом поп-культуры. В 2018 году Маск во время испытательного полета Falcon Heavy вывел в космос собственный кабриолет Tesla, в котором находился манекен. Спустя год российский разработчик стратостатов ToSky «запустил в космос» игрушечный кабриолет ВАЗ-2107 с картонным изображением Рогозина. Маск и это прокомментировал: «Не вынуждайте меня вызывать вас на рэп-баттл!» А российский исполнитель Николай Гринько записал песню, где иронизирует по поводу состояния отечественной космонавтики на контрасте с успехом SpaceX.
Не умеем мечтать


Почему же SpaceX удалось опровергнуть ожидания корифеев космической промышленности? Воспитанные в условиях тяжеловесных бюрократических процедур, те просто не ожидали от американцев такой расторопности, считает Вадим Лукашевич. «Частная инициатива эффективнее самой совершенной государственной структуры – это аксиома, – объясняет эксперт. – А в российском понимании бизнес в принципе не способен работать в такой сложной и наукоемкой отрасли – закон о космической деятельности позволяет заниматься ей только «Роскосмосу», все прочие должны запрашивать у госкорпорации специальную лицензию».


В качестве неудачных примеров развития отечественной частной космонавтики Лукашевич приводит Dauria Aerospace, которую «Роскосмос» «задавил» на российском рынке, и S7 Space, которая до сих пор не может реализовать проект «Морской старт» из-за кризиса в отношениях России и Украины. NASA же, напоминает эксперт, последовательно стимулировала американский частный сектор, объявив, что после окончания программы Space Shuttle будет закупать не готовые ракеты-носители, а услуги по выводу в космос.


Маску же, авантюристу и шоумену, на этом фоне удалось не только добиться технического успеха, но и стать символом нового витка развития околоземной космонавтики, за которым устоялось название Space 2.0. Амбициозные задачи и эффектная самопрезентация необходимы для проектов такого рода, говорит Лукашевич. «Помните первый запуск Falcon Heavy? Он установил туда свою машину, посадил манекен, включил Боуи, транслировал все это через камеры. А что бы сделали наши? Как с первой «Ангарой»: запустили и запустили. У нас нет драйва, мы не умеем мечтать!» – сетует собеседник.


Что касается Boeing, одного из важнейших подрядчиков NASA и ближайшего конкурента SpaceX, то он отстал не так сильно. Тестовый запуск будущего пилотируемого корабля Starliner CST-100 в конце 2019 года для корпорации окончился неудачей: ошибки в ПО привели к тому, что корабль пришлось сводить с орбиты и сажать на Землю (возвращение прошло успешно). Повторный пробный запуск состоится позже в этом году уже без финансового участия NASA. Впрочем, и в случае успеха есть вопрос, насколько Starliner будет востребован: одно место в нем будет стоить $90 млн, что даже дороже, чем в российских «Союзах».


https://profile.ru/scitech/batut-postroen



К вопросу о том были или нет американцы на Луне:


https://life.ru/p/1330924?utm_source=smi2_agr
На снимках с китайского спутника нашли места высадок американцев на Луне — фото
Лучше всего просматривается модуль "Аполлона-16", рядом с ним можно различить даже истоптанный лунный грунт.



Китайский зонд "Чанъэ-2" запечатлел места высадок американских астронавтов на Луне. Как пишет "Газета.ру", широкой публике эти снимки стали доступны благодаря книге популяризатора космонавтики Виталия Егорова "Люди на Луне. Главные ответы".
Отмечается, что на полученных снимках можно различить объекты до семи метров в диаметре. Это значит, что лунные модули программы "Аполлон" на них тоже можно заметить — их нижние ступени в поперечнике достигают девяти метров. По опубликованным данным, отчётливее всего видны следы миссии "Аполлон-16", а именно сам модуль и место стоянки лунохода Lunar Roving Vehicle. Кроме того, при максимальном увеличении удаётся обнаружить даже истоптанный лунный грунт в тех местах, где устанавливали научное оборудование.



Напомним, миссия "Аполлон-16" состоялась в апреле 1972 года. Тогда астронавты Джон Янг, Чарльз Дьюк и Томас Кеннет Маттингли высадились недалеко от кратера Декарт, он расположен возле Моря Нектара, это несколько правее от центра видимой стороны Луны. В общей сложности американцы побывали на естественном спутнике Земли шесть раз.



Другие статьи в литературном дневнике: