Об определении еврейства.
В конце книги Эзры описывается как Эзра заставил прогнать всех жен - неевреек вместе с их детьми и тем устранить угрозу , которая нависла над еврейским народом. В этом месте Танаха напрямую указывается , что еврейство не передается по отцу. Но основа этого закона берется из следующих стихов Торы :
"И НЕ РОДНИСЬ С НИМИ: ДОЧЕРИ ТВОЕЙ НЕ ОТДАВАЙ ЗА СЫНА ЕГО, И ДОЧЕРИ ЕГО НЕ БЕРИ ЗА СЫНА ТВОЕГО. /4/ ИБО ОТВРАТИТ СЫНА ТВОЕГО ОТ МЕНЯ, И ОНИ БУДУТ СЛУЖИТЬ ИНЫМ БОГАМ, И ВОЗГОРИТСЯ ГНЕВ БОГА НА ВАС, И УНИЧТОЖИТ ОН ТЕБЯ СКОРО" (Дварим, 7, 3 - 4) .
Раши приводит на этот стих следующий комментарий: "Если сын язычника возьмет в жены твою дочь, он отвратит твоего сына (т.е. внука), которого родит ему твоя дочь, (от следования) за Мною. Это учит нас, что сын твоей дочери от язычника называется "твоим сыном", однако сын твоего сына от язычницы не называется "твоим сыном", но "ее сыном"; ибо в связи с "дочери его не бери" не сказано "ибо она отвратит сына твоего от следования за Мною" (Талмуд , трактат Йевамот 23а)
Другими словами: в 3 стихе есть два запрета, когда не еврейская сторона мужчина или женщина, в 4 стихе приведен лишь один случай, причем действие "отвратит" употреблено в мужском роде.Это заставляет мудрецов объяснить , что речь идет о не еврее, а сын упомянутый дальше - это не сын , а внук. Употребление слова "сын" по отношению к более дальним потомкам нередко встречается в Торе. Таким образ сын дочки будет внуком, а сын сына , если он женился на не еврейке, - нет.
Другие статьи в литературном дневнике: