Иосиф Бродский Я как Улис

Екатерина Строева: литературный дневник


Иосиф Бродский стихи
Антология русской поэзии
Я КАК УЛИС



Зима, зима, я еду по зиме,
куда-нибудь по видимой отчизне,
гони меня, ненастье, по земле,
хотя бы вспять, гони меня по жизни.



Ну, вот Москва и утренний уют
в арбатских переулках парусинных,
и чужаки по-прежнему снуют
в январских освещенных магазинах.



И желтизна разрозненных монет,
и цвет лица криптоновый все чаще,
гони меня, как новый Ганимед
хлебну земной изгнаннической чаши



и не пойму, откуда и куда
я двигаюсь, как много я теряю
во времени, в дороге повторяя:
ох, Боже мой, какая ерунда.



Ох, Боже мой, не многого прошу,
ох, Боже мой, богатый или нищий,
но с каждым днем я прожитым дышу
уверенней и сладостней и чище.



Мелькай, мелькай по сторонам, народ,
я двигаюсь, и, кажется отрадно,
что, как Улисс, гоню себя вперед,
но двигаюсь по-прежнему обратно.



Так человека встречного лови
и все тверди в искусственном порыве:
от нынешней до будущей любви
живи добрей, страдай неприхотливей.



***



Иосиф Бродский. Сретенье



Анне Ахматовой



Когда она в церковь впервые внесла
дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.



И старец воспринял младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.



Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.



И только на темя случайным лучом
свет падал младенцу; но он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.



А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: "Сегодня,



реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
дитя: он - Твое продолженье и света



источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в нем." - Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,



кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.



И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. "Слова-то какие..."
И старец сказал, повернувшись к Марии:



"В лежащем сейчас на раменах твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым



терзаема плоть его будет, твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око".



Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле



для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.



И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога



пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.



Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,



он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою



как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.




Анна Ахматова. Летний сад



Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,



Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.



В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.



И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.



И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.



А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.



Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.



И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.



1959, Ленинград



Иосиф Бродский стихи


В деревне Бог живет не по углам,
как думают насмешники, а всюду.
Он освящает кровлю и посуду
и честно двери делит пополам.
В деревне Он - в избытке. В чугуне
Он варит по субботам чечевицу,
приплясывает сонно на огне,
подмигивает мне, как очевидцу.
Он изгороди ставит. Выдает
девицу за лесничего. И в шутку
устраивает вечный недолет
объездчику, стреляющему в утку.
Возможность же все это наблюдать,
к осеннему прислушиваясь свисту,
единственная, в общем, благодать,
доступная в деревне атеисту.



Иосиф Бродский



24 декабря 1971 года




В Рождество все немного волхвы.



В продовольственных слякоть и давка.



Из-за банки кофейной халвы



производит осаду прилавка



грудой свертков навьюченный люд:



каждый сам себе царь и верблюд.




Сетки, сумки, авоськи, кульки,



шапки, галстуки, сбитые набок.



Запах водки, хвои и трески,



мандаринов, корицы и яблок.



Хаос лиц, и не видно тропы



в Вифлеем из-за снежной крупы.




И разносчики скромных даров



в транспорт прыгают, ломятся в двери,



исчезают в провалах дворов,



даже зная, что пусто в пещере:



ни животных, ни яслей, ни Той,



над Которою - нимб золотой.




Пустота. Но при мысли о ней



видишь вдруг как бы свет ниоткуда.



Знал бы Ирод, что чем он сильней,



тем верней, неизбежнее чудо.



Постоянство такого родства -



основной механизм Рождества.




То и празднуют нынче везде,



что Его приближенье, сдвигая



все столы. Не потребность в звезде



пусть еще, но уж воля благая



в человеках видна издали,



и костры пастухи разожгли.




Валит снег; не дымят, но трубят



трубы кровель. Все лица, как пятна.



Ирод пьет. Бабы прячут ребят.



Кто грядет - никому непонятно:



мы не знаем примет, и сердца



могут вдруг не признать пришлеца.




Но, когда на дверном сквозняке



из тумана ночного густого



возникает фигура в платке,



и Младенца, и Духа Святого



ощущаешь в себе без стыда;



смотришь в небо и видишь - звезда.



Другие статьи в литературном дневнике: