Борис Викторович Шергин Рассказы

Екатерина Строева: литературный дневник

Рассказ «Круговая помощь»


На веках в Мурманское становище, близ Танькиной губы, укрылось датское судно, битое непогодой. Русские поморы кряду принялись шить и ладить судно. Переправку и шитье сделали прочно и, за светлостью ночей, скоро. Датский шкипер спрашивает старосту, какова цена работе. Староста удивился:


– Какая цена! Разве ты, господин шкипер, купил что? Или рядился с кем?
Шкипер говорит:


– Никакой ряды не было. Едва мое бедное судно показалось в виду берега, русские поморы кинулись ко мне на карбасах с канатами, с баграми. Затем началась усердная починка моего судна.


Староста говорит:


– Так и быть должно. У нас всегда такое поведение. Так требует устав морской. Шкипер говорит:


– Если нет общей цены, я желаю раздавать поручно.


Староста улыбнулся:


– Воля ни у вас, ни у нас не отнята.


Шкипер, где кого увидит из работавших, всем сует подарки.


Люди только смеются да руками отмахиваются. Шкипер говорит старосте и кормщикам: – Думаю, что люди не берут, так как стесняются друг друга или вас, начальников. Кормщики и староста засмеялись:


– Столько и трудов не было, сколько у тебя хлопот с наградами. Но ежели такое твое желание, господин шкипер, положи твои гостинцы на дворе, у креста. И объяви, что может брать кто хочет и когда хочет.


Шкиперу эта мысль понравилась:


– Не я, а вы, господа кормщики, объявите рядовым, чтоб брали, когда хотят, по совести.


Шкипер поставил короба с гостинцами на тропинке у креста. Кормщики объявили по карбасам, что датский шкипер, по своему благородному обычаю, желает одарить всех, кто трудился около его судна. Награды сложены у креста. Бери, кто желает.


До самой отправки датского судна короба с подарками стояли середи дороги. Мимо шли промышленные люди, большие и меньшие. Никто не дотронулся до наград, пальцем никто не пошевелил.


Шкипер пришел проститься с поморами на сход, который бывал по воскресным дням.


Поблагодарив всех, он объяснил:


– Если вы обязаны помогать, то и я обязан…


Ему не дали договорить. Стали объяснять:


– Верно, господин шкипер! Ты обязан. Мы помогли тебе в беде и этим крепко обязали тебя помочь нам, когда мы окажемся в морской беде. Ежели не нам, то помоги кому другому. Это все одно. Все мы, мореходцы, связаны и все живем такою круговою помощью. Это вековой морской устав. Тот же устав остерегает нас: «Ежели взял плату или награду за помощь мореходцу, то себе в случае морской беды помощи не жди».



Рассказ «По уставу»


Лодья шла вдоль Новой 3емли. Для осеннего времени торопилась в русскую сторону. От напрасного ветра зашли на отстой в пустую губицу. Любопытный детинка пошел в берег. Усмотрел, далеко или близко, избушку. Толкнул дверь – у порога нагое тело. Давно кого-то не стало. А уж слышно, что с лодьи трубят в рог. Значит, припала поветерь, детине надо спешить. Он сдернул с себя все, до последней рубахи, обрядил безвестного товарища, положил на лавку, накрыл лицо платочком, добро-честно простился и, сам нагой до последней нитки, в одних бахилах, побежал к лодье.


Кормщик говорит:


– Ты по уставу сделал. Теперь бы надо нам сходить его похоронить, но не терпит время. Надо подыматься на Русь.


Лодью задержали непогоды у Вайгацких берегов. Здесь она озимовала. Сказанный детина к весне занемог. Онемело тело, отнялись ноги, напала тоска. Написано было последнее прощанье родным. Тяжко было ночами: все спят, все молчат, только сальница горит-потрескивает, озаряя черный потолок.


Больной спустил ноги на пол, встать не может. И видит сквозь слезы: отворилась дверь, входит незнаемый человек, спрашивает больного:


– Что плачешь?


– Ноги не служат.


Незнакомый взял больного за руку:


– Встань!


Больной встал, дивяся.


– Обопрись на меня. Походи по избе.


Обнявшись, они и к двери сходили и в большой угол прошлись.
Неведомый человек встал к огню и говорит:


– Теперь иди ко мне один.


Дивясь и ужасаясь, детина шагнул к человеку твердым шагом:


– Кто ты, доброхот мой? Откуда ты?


Незнаемый человек говорит:


– Ужели ты меня не узнаешь? Посмотри: чья на мне рубаха, чей кафтанец, чей держу в руке платочек?


Детина всмотрелся и ужаснулся:


– Мой плат, мой кафтанец…


Человек говорит:


– Я и есть тот самый пропащий промысловщик из Пустой губы, костье которого ты прибрал, одел, опрятал. Ты совершил устав, забытого товарища помиловал. За это я пришел помиловать тебя. А кормщику скажи – он морскую заповедь переступил, не схоронил меня. То и задержали лодью непогоды.



Другие статьи в литературном дневнике: