Слово о гонконгском майдане.

Елена Рубинина: литературный дневник

Заметили, как синхронно и резко всё про него пропало?


Только-только победные реляции, буквально дня 3 назад, только-только "да на самом деле никто не уходит, да только количество растёт, сотня тысяч - это не предел, да никто не слил даже совсем вовсе, всё только начинается, вот уже в десятках городов Китая, по сведению анонимных источников, такое же стартует на днях, весь мир с нами!" - и бумц. Тишина.


Вообще тишина. Не снижение количества новостей, не уменьшение высоты их позиции в новостной ленте.


Тишина. Как дирижёр; сделал жест рукой - и оркестр застыл. Только с затакта начали, и тут - такт за тактом тишины. Скоро в духовой группе деревянные покашливать начнут.


Оркестр застыл, потому что дирижёру неизвестно, что в таких ситуациях делать.


Потому что получается, что недолюди-азиато-ватники, да ещё и краснозвёздные, обыграли опытных шулеров, притом целую банду, и по сути, сделали это в одиночку.


Можно, конечно, вставать в позы, привычно кричать "Да вовсе-то нас и не опустили даже совсем почти", вытирая тыльной стороной ладони рот от кефира, но факт остаётся фактом - западная death machine проиграла человеку.


Машина играла на пределе возможностей, просто потому что иначе она не умеет. Она не считала ни одного человека за человека, ни миллион - для неё они - юниты и ресурсы. Слабого бьют, как получится, сильного - только насмерть.


Человек знал про себя, что он из себя представляет и не тешил иллюзий. За ним стоял опыт тысячелетий - он был прямым наследником тех, кто задолго до появления Римской Империи писал книги про коррупцию, кумовство, предательство и глупость. Он умел наблюдать, молчать, ждать и своевременно действовать как никто другой.


За машиной же стояли деньги. Мир денег Адама Смита и сто тысяч брошюр про Семь, Десять, Восемьсоттыщтридцатьпять Секретов Личного Ослепительного Финансового Узбека, семнадцать сертификатов про Навыки Корпоративного Управления Временем Восьмого Уровня, секреты докупки друзей от тов.Карнеги и впаривания тухлой тушёнки от тов.Котлера, ну и прочие вялые тени масонских степеней посвещения. Репосты цитат великих воров, популяризуемые крупными ворами для мелких, и подобное. Всё это ударилось в Великую Стену и неожиданно с хрустом стало понятно, что движения нет. А деньги есть. Этот парадокс оказался нерешаем. Наблюдающие со Стены сделали также вывод, что атакующие не сильно умны - они первые, кто штурмует Стену вдоль, а не поперёк.


Человек улыбнулся, а машина - она не умеет. Так же, как не умеет анализировать проигрыши. Её веками делали на экспансию, на непрерывные победы, на kick some ass. Непонятно, что делать, если педаль в пол, а не едет. Пробовали денег дать - не едет опять. "Помешай в малом уверенному" - думал человек. Он знал много таких штук, а машина даже не догадывалась, насколько она не знает то, что он может знать. Не умела.


И всё это для машины - не просто промах, а проигрыш в уже отработанном сценарии. В отточенном и стандартном. На своём, по сути, поле. Унизительно. Прямо вот не просто унизительно, а ждём Рембо-6, где дряхлеющий актёр будет убивать из рогатки тысячи звероподобных недолюдишек в ушанках и с АК-47. Хотя бы на экране. Потому что очень уж обидно. Потому что в культ возводилось, что не проигрывают. А по факту - не умеют проигрывать. И лишь закладывают каждой неполной победой зерно поражения - теперь зёрна проросли достаточно, чтобы в этот лес уже было небезопасно заходить. Благо удобряли много, красненькой.


А на фоне - конечно же мантры и заклинания вида "А на самом-то деле всё так и планировалось". Потому что опять же - обидно, что победа измеряется не в миллиардах выручки, а в единицах по Бристольской шкале. И немножко не по себе. Не пугай сильного - вдруг получится?


Я не знаю, было ли подгадано это всё под новость о том, что Китай становится первой экономикой мира. Но согласитесь, что расположение этих событий рядом - в высшей степени символично.


А что будет делать дирижёр - неизвестно. В такой ситуации он ещё не был. Под сомнение поставлен сам принцип непрерывного роста и экспансии, сам культ максимизации потребления планетарных ресурсов любого рода, роста структур управления и подчинения. Да не просто поставлен, а сломан. Всё, цепочка цветных революций завершилась - можно расходиться. США теперь страна третьего мира - напомню, что т.н. "Первый мир" - это сверхдержава, "Второй мир" - её союзники, третий - остальные.


Эта неизвестность - самое неприятное сейчас.


Хотя, впрочем, уже понятно, что масштабных глупостей не будет.


Силёнки не те. Трудно быть лузерами. Кстати, неплохое название для новой главы в истории США. Что-то подсказывает, что чем дальше, тем труднее будет.


Руслан Карманов



Другие статьи в литературном дневнике: