Есть ли жизнь после Минска?Сразу после выборов в Украине актуализируется тема выполнения минских договоренностей — тут и к гадалке не ходи. Не успеют отгреметь победные фанфары первого тура мэрских выборов, не успеют дать старт второму туру, как политики вновь заведут ожесточенные споры вокруг да около вопроса о возможности, а главное — целесообразности выполнения пунктов, подписанных в феврале сего года в Минске и переподтвержденных в начале октября в Париже. Выборы и минские договоренности — два параллельных политических процесса (хотя, как доказал Лобачевский, параллельные линии в пространстве иногда пересекаются, — политика действует вне формальной логики и вне как евклидовой, так и неевклидовой геометрии). С одной стороны, Петр Порошенко взял на себя обязательства по выполнению Минских соглашений и поиску компромисса с сепаратистами из «ДНР/ЛНР». С другой — он и рад бы поступить, как Анна Иоанновна, которая, едва вступив на престол, демонстративно разорвала условия, на которых получила корону. Правда, для Анны Иоанновны восшествие на престол было самодостаточным действием, после которого можно и отказаться от взятых обещаний. Порошенко же находится в процессе, в ходе которого невыполнение соглашений влечет за собой массу проблем, а выполнение — не меньшее количество нежелательных ситуаций. Ситуация типа «шпагат», или «растяжка». Допрос, устроенный президенту парламентскими фракциями после его возвращения из Парижа, свидетельствует об одном: ему будет сложно добиться от Верховной Рады уступок в вопросах, касающихся принятия законов об амнистии, о выборах на не контролируемых Киевом территориях и т.д. Даже если представить, что Порошенко сможет найти понимание внутри фракции БПП, а также подтянет голоса Оппозиционного блока, «Воли народа», «Возрождения» и беспартийных, — не факт, что ему удастся увенчать этот процесс эффективным голосованием за изменения в Конституцию (во втором чтении). Тем более что внутри неформальной команды президента началось расслоение: худо-бедно существовавший триумвират Ложкин — Григоришин — Кононенко дал трещину, и триумвиры (подобно Крассу, Цезарю и Помпею) начали выяснять между собой, кто из них внедрил большее количество коррупционных схем в Вене. Вследствие этого раскола становится непрогнозируемой работа фракции БПП, в которой, как известно, собрано, по расхожему выражению, всякой твари по паре. Невыгодно — по нескольким причинам. Одни на войне просто зарабатывают. Как деньги, так и политический капитал. Ура-патриотическая риторика во все времена приносила неплохую прибыль. Помните изречение классика? «Если государство желает отнять у вас жизнь, оно начинает именовать себя Родиной». Другие пытаются прикрыть войной свои просчеты в экономике. Хотя, к примеру, в аналогичной ситуации во Франции времен де Голля война с сепаратистами не стала поводом для падения экономических показателей. А если принять во внимание слова Петра Порошенко о том, что АТО обходится нам в 5 млн. долл. ежедневно, то это 2,5 млрд. за 500 дней, на протяжении которых длятся боевые действия. Но не 90 млрд., потерянных отечественной экономикой за последние два года. Третьим надо заработать — за счет выделения бюджетных средств на бессмысленные проекты типа строительства противотанковых заграждений из сетки-рабицы на границе с РФ либо же запрета полетов российских авиакомпаний (очевидно, в пользу других авиаперевозчиков). Четвертым надо мобилизовать свой электорат (треть населения хотят продолжения войны — это же электоральный клондайк, на котором произрастают УКРОП и другие сезонные растения!). Пятым хочется отчитаться перед внешними кураторами. Шестые рвутся дать бой президенту на его же территории и отомстить — неважно за что (кто-то за «Укрнафту», кто-то — за Мосийчука, кто-то — за отнятый губернаторский пост...). Восьмым требуется продолжить войну, чтобы понадежнее скрыть свою роль в трагических моментах украинской истории, в частности связанных с потерей Крыма. Ведь чем больше плевать в сторону России и чем громче отдавать приказ «До бою!» — тем меньше подозрений в причастности к торговле утраченными территориями. То есть мотивация у каждого своя. Но показательно, что к разного рода турчиновым, яценюкам, пашинским и прочим представителям «партии войны» в последнее время стали примыкать и люди из окружения Порошенко. Голос вразрез с подписанным Более чем красноречива позиция губернатора Донецкой области Павла Жебривского. Первоначально он добился отмены местных выборов на территориях, примыкающих к линии фронта, акцентируя внимание на угрозе для жизни и здоровья голосующих и членов избиркомов (то, что там минимум дважды с начала боевых действий проходили избирательные кампании и никто при этом не задумывался о безопасности участников процесса, — показательно). Симптоматичен и еще один губернаторский аргумент: мол, здешний народ одурманен вражеской пропагандой, не может адекватно оценивать ситуацию и не поддерживает власть — так зачем тут проводить выборы? Напомню: логика Минского процесса состоит в том, что все вопросы взаимодействия Киева и Донецка, Киева и Луганска должны решаться путем переговоров, в украинской политической системе координат. То есть речь идет не о самостоятельности либо отторжении Донбасса, а о реинтеграции его в политическую жизнь Украины. На каких условиях — вопрос дальнейших дебатов, возможно, в рамках национального «круглого стола». Надо сбавлять градус информационного противостояния и попытаться использовать поменьше пропагандистских клише и фейков — если вот так сразу невозможно отказаться от потоков лжеинформации (а то чем же будут заниматься Министерство информации, Тымчук с «Информационным сопротивлением», несколько «гавкающих» сайтов с претензией на патриотизм и защиту национальных интересов?). Прочтение от премьера и головная боль Кремля Арсений Яценюк — в свою очередь — совершил попытку нового прочтения Минских соглашений. Во время встречи с Ангелой Меркель 23 октября он заявил, что их обязана выполнять в первую очередь Россия. Ну а мы потом... как-нибудь... Отсутствие в Донбассе регулярных российских частей — дополнительная головная боль для Кремля. Если там не располагались регулярные части, а только отдельные военнослужащие, которых легко провозгласить наемниками (кстати, подобная тактика применялась СССР в Испании в 1936 —1939 гг.), то где критерии их вывода? Вывод воинской части просто зафиксировать: территорию покидают личный состав согласно спискам части, техника, оружие и главное — воинское знамя. А что считать критерием «полного вывода российских войск с территории Донбасса»? Именно поэтому Россия может бесконечно долго уверять мир в том, что ее солдат на территории Донбасса нет, — а санкции все равно будут продлены. Другое дело, что они невыгодны и самим европейским государствам. Есть еще одна группа — требующая вообще отказаться от Донбасса. Мол, конфликт надо замораживать, постепенно отказываясь от «индустриального придатка». Пусть уходят — потом, мол, сами на пузе приползут. Подобная позиция характерна для некоторых политиков из среды «Самопомочи». Другие политики полушепотом, в кулуарах поддерживают данный тезис: мол, зачем нам эти сепаратисты, давайте пошлем их примерно туда же, куда в свое время Иосиф Бродский посылал в известном стихотворении об Украине*.
Если не «лайт-», то «хард-» Балансируя между «партией войны» и «партией мира», Порошенко прекрасно понимает шаткость всей политической конструкции. В результате действует принцип «ни войны, ни мира» — который в свое время реализовался большевиками в аналогичной ситуации. Главная ошибка Порошенко: он пытается умиротворять радикалов всех мастей, партию войны, вместо того чтобы дать им бой. Тот, кто в подобной ситуации не организовывает «Ночь длинных ножей», сталкивается с тем, что ему организовывают Варфоломеевскую ночь. И здесь надо выбирать: либо игра в либерализм и заискивание перед теми, кто этого все равно не оценит, либо — здоровый инстинкт самосохранения. Сегодня сложно представить, каким образом в нынешней системе политических координат президент будет воплощать Минские соглашения — тем более что времени остается все меньше и меньше. Один из итогов встречи в Париже: Украине дали понять, что закончить все подготовительные действия необходимо до конца 2015 года. То есть за 60 дней. Я — нет. Единственный выход — идти на вариант установления «лайт-диктатуры», по принципу де Голля или в крайнем случае Фухимори. Риск? Но если не пойти на этот риск, Украине грозит вариант «хард-диктатуры» правых сил — такой диктатуры, после которой уже не «ватники» и «сепары», а Меркель с Олландом и примкнувшим к ним Дудой будут кричать: «Путин, введи войска!» Президент должен проявить волю к организации национального «круглого стола» с участием представителей Донбасса. И апелляция к тому, что «это террористы» или «за ними стоит Путин» — неуместна, если мы хотим сохранить страну. Конфликты, подобные конфликту на востоке Украины, всюду решались именно путем поиска большого компромисса. Этот компромисс обязательно будет найден — нравится он нынешней «партии войны» или нет. Но вот вопрос: будут ли способны его воплотить нынешние руководители страны или уже их политические преемники?
Политолог, глава фонда «Украинская политика»/ © Copyright: Елена Рубинина, 2015.
Другие статьи в литературном дневнике:
|