Тихий ужас верлибра

Елена Сомова 3: литературный дневник

Арсенал Кремля «взяли» варвары
ФЕСТИВАЛЬ ВЕРЛИБРА В АРСЕНАЛЕ НИЖЕГОРОДСКОГО КРЕМЛЯ
Я вчера и сегодня была на фестивале поэзии верлибра, который проходил в Арсенале Нижегородского кремля, то, что я там услышала, слабо похоже на стихи, но эти люди так активно провозглашают себя поэтами, что их бутафорские тексты кто-то может и впрямь примет за поэзию. Слава Богу, что есть люди, отличающие поэзию от графоманства. Когда я в 17-летнем возрасте посещала литературное объединение "Данко", у нас было принято считать слова Виктора Кирилловича Кумакшева за слово Бога, мы глядели ему "в рот", мы, начинающие поэты, ходили за советом к Мастеру. Теперь эти бравые ребятки, лишённые мастера или за такового принимающие дяденек, имеющих единое желание заработать денег на событии, за своих наставников, а свои нестихи уже стихами. Таким образом, молодых лишают возможности творческого роста и портят их вкус нарочитой матершиной, которую они слышат из недостихов своих соплеменников. Придя с этого фестиваля, я разразилась заметкой, вот она:
Тихий ужас вызывают так называемые «стихи» участников XVIII фестиваля свободного стиха, прошедший 31 апреля 2011 г в Арсенале Нижегородского Кремля. Общественное сознание так существенно исказилось, повлияло на это или отсутствие, как это стало принято называть «давления свыше» комсомольской организации на ещё недавних школьников, или по извилинам прошлись прививками, но то, что эти ребята читали, свидетельствует о полном отсутствии в этих людях гражданской ответственности «за содеянное», то есть написанное. И дело вовсе не в мате или в особенностях лексики, - дело в выборе объекта внимания «поэта». Ради Бога, не называйте их поэтами, а то, что они делают - поэзией. Это не поэзия, а по составу мысли это бредовое осмысления себя в себе при отсутствии концентрированной мысли, - при таком разброде мыслей и сознания раньше ставили диагноз, а теперь почему-то обобществили в поэзию.
И дело не в том, что «рука классиков» не прошлась по этим душам и умам. Здесь другое: Цель у литературы и поэзии была вносить в умы разум, а теперь его, разум, «выносят» как покойника, и закапывают. То, что «несут» эти авторы трудно сопоставить с литературой вообще, не то что классифицировать и давать оценку их произведениям. Интеллект их явно в упадке, если не отказать им в отсутствии интеллекта. Удивительно, что к молодой аудитории присоединяются и люди в зрелом возрасте, - это шокирует не меньше, чем резвые реплики абсурда, названные «стихами», да ещё и верлибром.
Я думаю, людей, которые понимают, что делают и продолжают это делать, надо просто судить и лишать права подобных действий. Называть дебилов поэтами я не могу.
Сегодня было две части фестиваля, первая из которых состояла из "литературоведческих статей", таких же бездарных людей, какие и вчера читали "стихи". Я пыталась осознать, что же происходит, и кто я в этом мире. Своё место я знаю, я вступила в Союз Поэтов России, я автор восьми книг стихов, а место графоманов определит история. Я думаю, не настолько исказилось общественное сознание, чтобы люди вдруг перестали соображать и понимать, что они пишут, что говорят и что делают. Культуртрегены - зарабатывают, они не "делают" литературу. Молодые, страждущие стать поэтами и получить славу получают сразу славу, не становясь поэтами. А зрители составляют мнение о том, что современной поэзии не существует вовсе, раз этим едва научившимся владеть языком юнцам сразу дали всё что нужно, лишив их перспективы роста. Им ещё и книги из этой чепухни, которую они написали, печатают. Последнее вообще феноменально.
Полная ясность в моём отношении к тому, что происходило 3 апреля и 1 мая в Арсенале, наступила во время выступления молодой особы, которая в соавторстве со своей подружкой сочинила статью о верлибре, не имея подлинного таланта к сему деянию. Девица изрекла следующее: мол, верлибром пишут те, у кого нет таланта писать в рифму. Более логичного заблуждения трудно представить. Такой бред внимательно слушали десять-пятнадцать присутствующих слушателей, включая пятерых выступающих.
А началось её повествование с весьма циничного рассказа о её сверстнице Некрасовой, которую не приняли в Союз писателей, что было логично, потому что то, что Некрасова писала бездарные стихи, а на советы мастера отвечала пренебрежением, не могло понравиться никому. Девица рассказывала о Некрасовой в проецировании её жизни на жизнь Акакия Башмачкина, у которого отняли шинель, и он из-за этого умер, и стало быть, у Некрасовой отняли её мечту о Союзе писателей, и она умерла именно из-за этого, а вовсе не из-за передоза или избалованности и неумении рядом с Некрасовой находящихся взрослых людей объяснить, что есть поэзия, а что ею не является, и что из себя представляет учёба и зачем она нужна. Выступающая девица привела цитаты из «шедевра» Некрасовой и те поправки, которые пытались внести в бездарный текст члены Союза писателей, что с их стороны было желанием вырастить из девочки поэта, раз она так желает писать, но пока не имеет что называется «ни слуха, ни голоса». Получается, что своей внезапной смертью Некрасова должна была показать, что она гений русской словесности, и все должны это принять как факт. Это не первое явление кончины молодой поэтессы. Лет десять назад молодые рассказывали о смерти Оли Комовой, но та девушка была убита незнакомым мужчиной, который пристал к их компании, а друзья так заболтались и ушли вперёд, и забыли об Ольге. Так в их отношении к событию был страх, а в отношении к Ольге почитание и уважение, но историю с Некрасовой её знакомые просто превратили в анекдот и рассказывают о событии как о чём-то забавном: смерть смешна для них, так зачем же они устраивают этот маскарад памяти, если им так видится смерть девочки Некрасовой как забавное событие, и сравнивают они историю её короткой жизни с историей Башмачкина и его шинели. Так, совет мастеров поэтического слова привёл Некрасову к гибели из-за её нежелания слушать профессионалов и неприятия слов людей, которые хотели развить талант в этой девочке. Деморализованная молодёжь не любит советы, она сразу умирает, - на это есть хорошая русская пословица: «Им дали волю, а они взяли две». Они движутся по жизни подобно танкам, давя гусеницами на своём пути всё, что им мешает, а тут вдруг советы… Для них замечание, даже ценное и необидное, является чуть ли не террористическим актом. Это факт обострённого самолюбия и явление разложения морали. Неприятие молодыми людьми справедливых советов и замечаний свидетельствует об их дегенератии. Нежелание слушать советы со стороны (они же сами сократы!) является беспомощностью их психики. И эти деморализованные, освобождённые от морали недоростки, движутся в направлении к власти и такими крошечными цезарями пытаются растолкать собой авторитеты и повелевать взрослыми людьми. Советы обезоруживают их, это же лишает их «короны повелителей мира», советы им не нужны, а если и понадобятся, то с огромной порцией похвалы и с извинительным гонораром за то, что этот совет был выслушан ими.
И весь этот фестиваль с его недостихами-недоверлибрами чудовищен бездарностью, и что не менее опасно, этим детям испортили вкус, разрешили говорить то, что на ум взбредёт, а они приняли это за должное. Арсенал Кремля «взяли» варвары.
ЕЛЕНА СОМОВА.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.04.2011. Тихий ужас верлибра