О любви

Елена Попова 11: литературный дневник

Следуя за многовековой (идущей от Платона и Аристотеля) традицией разделения любви на роды и виды,


ЛИ ДЖОН АЛАН выделяет три основных её разновидности:
ЭРОС как страстное влечение к идеализированному объекту,
СТОРГЕ как ровное глубокое чувство, базирующееся на дружбе и ощущениях общности и сходства,
и ЛЮДУС как гедонистическую игру с элементами состязания и спорта.


Расположив эти три разновидности в основе своеобразного круга, подобного цветовому кругу (эросу условно сопоставлен красный цвет, сторге — жёлтый, людусу — синий),
Ли получает при наложении двух основных разновидностей друг на друга вторичные разновидности:
эрос и людус дают любовь-манию, навязчивую и нестабильную (фиолетовый цвет),
людус и сторге дают любовь-прагму, рациональную и реалистичную (зелёный цвет),
эрос и сторге дают любовь-агапе, бескорыстную и самозабвенную.
А цвет? Вика забыла определить..
Красный и жёлтый - оранжевый цвет.


Эти построения Ли были подкреплены им путём социологического опроса.Позднее он скатился в гомо...


А где же ПЛАТОНИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ?


5 век до н.э.
ЭМПЕДОКЛ поэма"О природе"-- первая философская теория любви. В этой поэме Эмпедокл выступает как противник мифологии и пытается создать новую, демифологизированную картину мира, в которой главное - не боги, а естественные, природные первоначала.
"Зевсом он называет огонь,
Герой - землю,
Аидонеем - воздух,
Нестис же - воду".


По словам Эмпедокла, эти четыре первоначала древнее самих богов и из них под влиянием двух космических сил - Любви и Вражды - создается все в этом мире.


Любовь и Вражда - полярные силы, они борются друг с другом. И хотя эта борьба вечна, она включает различные этапы и состояния.


Первоначально в космосе господствует Любовь, благодаря чему он находится в состоянии мира. Это состояние Эмпедокл представляет в виде шара, "всюду равного самому себе". Но Любовь постепенно заменяется Враждой, которая приводит мир к хаосу и беспорядку. Однако силой Любви в мире вновь состояние раздора сменяется гармонией И эта борьба Любви и Вражды длится вечно, никогда не прекращаясь.


Любовь понимается Эмпедоклом широко. Это прежде всего универсальная космическая сила, означающая взаимное влечение всех элементов друг к другу. Мир держится Любовью, без нее распалась бы связь всех вещей и элементов.
Но, кроме того, она и источник дружелюбия,
соединяет не только небо и землю,
но и людей друг с другом. "Она-то считается врожденною смертным членам, благодаря ей у них (людей) являются дружелюбные помыслы, совершают они дружные дела, прозывая ее
Гефозиной (радостью), а также
Афродитой (наслажденьем)



МИФОЛОГИЧНСКОЕ и КОСМОЛОГИСНСКОЕ
понимания любви отличались наивностью и непосредственностью. Гораздо более сложную трактовку любовь получает в античной мысли прежде всего у ПЛАТОНА, создавшего
ГЛУБОКАЯ и ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ. Не будет преувеличением сказать, что для всей европейской культуры она послужила центром и отправной точкой любых попыток теоретического истолкования любви.


Главное сочинение, в котором Платон специально рассматривает вопрос о сущности любви, - это диалог "ПИР".



Ой...мамочки...не осиливаю...
http://www.aquarius-eso.ru/Eros.html



Другие статьи в литературном дневнике: