Апокриф, 4 мая 2010 г.

Елизавета Безнина: литературный дневник

Вчера, 4 мая 2010 г., посмотрела «Апокриф». К сожалению, не сначала, поэтому не совсем уловила тему. Но говорили о прототипах литературных героев. Интересным показалось следующее.
Во-первых, прототипы есть не только у людей/персонажей, но и у городов. Во-вторых, есть произведения, в которых у персонажа просматривается более одного и даже много прототипов. Это как конкретные исторические персоны, так и люди, обладающие теми или иными типичными чертами, которых мы встречаем в повседневной жизни. Как в «Мастере и Маргарите». В-третьих, зачастую автор пишет с себя, наделяя собственными чертами даже не одного, а нескольких персонажей (Толстой «Война и мир» – Болконский, Безухов).
Незаметно разгорелся спор о подходе автора к смыслу литературного творчества: то ли это выражение, познание себя, и выход через это на понимание других людей (мнение Юрия Арабова), или же анализ человека, поиск типичных черт, их оценка (критический реализм).
Говорили о соотношении правды и вымысла в литературном произведении. Мнение Владимира Высоцкого (высказанное в передаче его сыном): «Творчество это 10 процентов опыта и 90 процентов вымысла». Были мнения против: о том, что вымысел уводит от правды жизни, а, значит, произведение теряет ценность. Но в итоге сошлись на том, что под «вымыслом» в данном случае подразумевается не необоснованная выдумка, а тот же опыт, пусть и не личный, но познанный и осмысленный автором.


Переводя смысл обсуждения на себя, задумалась, есть ли в моих произведениях прототипы, и есть ли вообще в них личности, герои, или это пока только схемы, служащие проводниками авторских мыслей…



Другие статьи в литературном дневнике: