Заводной апельсин

Елизавета Безнина: литературный дневник

"Заводной апельсин" Стэнли Кубрика. (За ним по Википедии "потянулся" сам Кубрик, потом Берджесс и еще много всего). Содержание в двух словах: /условно первая часть/ банда подростков творит жестокие преступления, главарь Алекс упивается насилием, /вторая часть/ Алекс попадает в сферу правосудия, подвергается специфическому лечению от любви к насилию,изменившись, идет по жизни дальше - "расхлебывает" последствия прошлого и новые проблемы. Первая часть, назову "личностная", оставила более сильное впечатление, несмотря на то, что перед самыми жестокими сценами я переключала канал. (Так что, строго говоря, фильм посмотрела не полностью). Вторая, "социальная", более рациональная, логичная и, как ни странно выглядит вместе с предыдущими определениями, неоднозначная меньше трогает душу. Кроме того, в жизни жестокость и равнодушие общества (2 часть) зачастую менее заметны, чем те же качества на уровне личности (1 часть).
Фильм сильный, в смысле, крепкий, стоящий "на своих ногах", цельный. Удивлена, что гротеск, наигранность, хочется добавить слово "клоунада", не оттолкнули меня от происходящего на экране. Оказалось, что жестокость, беспомощность, растерянность (и все остальное, о чем говорится в фильме) не спрятались за этими приемами, а стали более явными, выпуклыми. Фильм советую смотреть, но, пожалуй, с возрастным и психологическим ограничением - есть картины насилия и издевательства. Книгу Энтони Берджесса, основу фильма, тоже рекомендую. Кстати, там другая концовка.
Добавлю о Малкольме Макдауэлле (Алекс): сыграть такую роль - поступок.



Другие статьи в литературном дневнике: