Поэтический слэм 3 января 2012

Елизавета Безнина: литературный дневник

Вологда. Ежегодный поэтический фестиваль М-8. Мероприятие – поэтический слэм. Кафе в центре города. Зал "свеже"-прокурен, даже воздух как будто не совсем прозрачный, дышать неприятно, психологически тяжело пускать в лёгкие дымную грязь. Зрители: 30-40 человек, в том числе "нецелевые" посетители.


Что такое "поэтический слэм"?


На сайте
http://www.invozho.ru/2011/06/interslam-perm/
даны такие определения:
"Поэтический слэм — форма поэтического соревнования, когда поэты в алфавитном порядке читают свои стихи в течение трех минут, а баллы им выставляют несколько случайно выбранных зрителей, оценивая отдельно содержание, отдельно подачу.


Поэтический слэм — это состязание в умении не только писать стихи, но и читать их со сцены, умении донести до зрителя свои эмоции и чувства. Таким образом сухие литературные чтения превращаются в действие, которое заставляет почувствовать живительную силу слова поэта, как по завещанию великого — «глаголом жечь сердца людей!».


Поэтический слэм — это публичное соревнование поэтов и прозаиков, в котором презентация текста играет едва ли не самую важную роль. Профессиональные поэты, как и поэты-любители пользуются слэм-турнирами, чтобы испытать свои произведения в открытом соревновании с другими участниками. Выступить позволяется каждому, при этом публика в целом выполняет важную функцию: оценивать выступления."


На самом деле всё так и было, кроме одного. А может, я не так поняла... Думала, что выступающих выберут в начале действа прямо в зале из числа всех пришедших и желающих, и собиралась вызваться. Но оказалось, что участники уже определены.
В общем, в слэме участвовали девять поэтов, из них двое вологжан, остальные москвичи и, кажется, один человек из СПБ.
Я была удивлена тем, что почти все столичные поэты пытались петь свои стихи, у некоторых это получилось красиво. Понятно, что такое исполнение выигрывает по сравнению с чтением, т.к. музыке ПРОЩАЕТСЯ ВСЁ. Но на мой взгляд это запрещённый приём в данном случае, потому что состязание перестаёт быть поэтическим – разрушается его суть. Кстати, музыкальность текста, если она есть, видна и без пения.
Несмотря ни на что соревнование получилось, в частности, благодаря независимым оценщикам, которые находились в разных концах зала и не имели возможности совещаться друг с другом. Кстати, в основном туре и в финале судьи были разные, что добавило с одной стороны интриги, с другой – объективности. Шкала баллов от 1 до 5. У некоторых судей были даже полярные (или близко к этому) оценки: исполнение – 5, содержание – 1 (это к слову о запрещённых приёмах).
По-настоящему аплодировала я (и почти весь зал) Марии Галиной. Её "Жабы" какие-то мистически-притягательные), их можно посмотреть и послушать на ютубе. Когда Мария начала читать возникла мысль: "Чушь", а в конце – восторг. Что-то необъяснимое, большее, чем слова. Местами проваливаешься в магию, и очень хочется верить, что она без реалистически-прагматического подтекста. Кстати, исполнение было хорошее: с одной стороны запутывает восприятие, а с другой – удерживает внимание.
В общем, не удивительно, что Мария Галина стала победительницей Слэма.
Вологда, в лице Андрея Таюшева, оказалась на третьем месте.


В целом, могу сказать, что было интересно, только бы без дыма. )



Другие статьи в литературном дневнике: