Антивидимость

Ларо Хантер: литературный дневник

"Дионисий Геликарнасский тоже жалуется на мифы, которые изображают богов" злодеями, вредителями, развратниками в обстоятельствах, недостойных не только божественных существ, но и попросту порядочных людей... " Все античные авторы на самом деле предчувствуют, что их боги - возможно, всего лишь жертвы, всеми презираемые и попираемые. Именно это они и не хотят, именно эту возможность они с ужасом отвергают, ибо, в отличие от еврейских пророков и, позже, от Евангелий, они не способны представить, что жертва, с которой так обращаются, может быть невинна."


(Рене Жирар,"Козёл отпущения")


Этот абзац меня "зацепил". Думаю о "гневе масс " и его эксплуатации со стороны новоявленных "жрецов". О том, что, когда эта энергия не в состоянии найти выход в ритуальном действе, в мире случаются печальные события.
Которые логично воспринять как коллективную ответственность за "зло не-осудимости", которой заражено общество как вирусом.


Ибо в трудные для общества времена коллективную вину масса всегда пытается "свалить" ("разбросать" как коллективный долг за коммунальные услуги) - на небольшую кучку порядочных.


Человек же несёт ответственность на своих плечах.


Масса (Erdgeist) избирательна. Она может оценивать.
Другой для неё может равно быть и врагом, и другом. Различающее зрение у массы обладает специфической аберрацией (искажением). Своего злодея - любим, прощаем, а чужого или слабого - гнобим.


Так было в массе и так будет.
"Хлеба и зрелищ!". Гладиаторов!




Другие статьи в литературном дневнике: