Анастасия александровна, первый зритель анастасии

Николай Сологубовский: литературный дневник

'5 января 2008 года. Бизерта.
Мы с Виктором Лисаковичем закончили фильм 'Анастасия', и я вылетел в Тунис, чтобы встретится в Бизерте с Анастасией Александровной и узнать ее мнение о фильме.
Я очень волновался, из всех экзаменов в моей жизни это был самый трудный. Бабу сидела на диване, рядом был ее сын Сережа. Я включил камеру, и она фиксировала выражение ее глаз, каждое движение и реплику.
Фильм закончен, звучат последние аккорды музыки Евгения Ширяева, я напрягся как стрела, готовая исчезнуть в небесах... И слышу слова Анастасии Александровны:
'Спасибо, Николай Алексеевич, вы мне подарили несколько лет жизни!'
Я посмотрел в ее прекрасные глаза, нагнулся к ней, чтобы она не увидела моих 'мокрых' глаз и поцеловал ей руку. Вернулся к камере, выключил ее...
- Подождите, Николай Алексеевич, мне хочется еще сказать о вашем фильме...
Я снова включил видеокамеру, и Анастасия Александровна сказала:
'Это прекрасная картина, которую вы мне показали, и я так переживала сейчас снова! Я считаю, что это очень хороший фильм. Потому что нет ни одной вещи, которая бы мне показалась приукрашенной или искаженной. Так что мне фильм очень по душе. Он, по-моему, передает то, что надо передать. Передано то, что надо было сказать...
Я повторю еще раз: Настоящее без Прошлого - это Настоящее без Будущего. В России живут новые поколения, вы видите, какие перемены уже произошли на наших глазах. Теперь русские люди страстно ищут свое Прошлое и приходят ко мне, только чтобы услышать правдивый рассказ о случившемся. И вы знаете, что важно им, так это то, что они знают, что слышат слово искреннее, что я не могу не переживать и что каждый раз, когда я говорю о наших отцах, я хочу, чтобы нить с Прошлым не прервалась.
А мы так надеялись, что русские дети будут снова искать Историю своей страны и тысячелетнюю Культуру России.
Надо, что б кто-то, хоть один человек, в нужный момент оказался на нужном месте, чтобы эта цепь - от поколения к поколению - не прервалась, чтобы она сохранилась.
Мне наверняка дана для чего-то такая длинная жизнь, потому что даже и Пушкин говорил в 'Борисе Годунове':
'Недаром многих лет свидетель
Господь меня поставил
И книжному искусству научил...'
Я очень, очень тронута фильмом, и очень хотела бы, чтобы этот фильм, который вы сделали, вы смогли показать в России, надеюсь, что не только его увидят не только в Тунисе. Так что я желаю очень много успехов фильму!
Видите, как возвращается Прошлое... И это очень важно! Потому что без знания Прошлого Настоящее не будет иметь Будущего. Вы содействовали Будущему России!'

Я храню слова Анастасии Александровны, записанные на видеопленку, и надеюсь, что ее пожелание осуществится и что фильм 'Анастасия' покажут и по телевидению. Ждала же семьдесят лет Анастасия Александровна, чтобы рассказать нам о судьбе Русской Эскадры. Сколько лет будет ждать наш фильм, чтобы быть увиденным!'

'7 апреля 2009 года. Бизерта.
Прошел год. Фильм 'Анастасия' был премирован на кинофестивалях России, Украины, Франции, был номинирован на 'Золотого Орла' и получил очень почетную национальную кинопремию НИКА. Бабу - так называют Анастасию Александровну в Тунисе и Франции - получила от президента России Дмитрия Медведева медаль Пушкина за 'огромный вклад в сохранение русского языка и развитие русского культуры'. Вчера я снова приехал в Бизерту к Анастасии Александровне, чтобы подробно рассказать о церемонии награждения ее фильма премией НИКА (она прошла в Москве 3 апреля) и передать ей, главной героине фильма, поздравления друзей. Мы говорили о многом, я снова включил видеокамеру, чтобы 'запомнить' новые рассказы Анастасии Александровны, 'свидетеля многих лет...'
И под конец она спросила:
- А как русское телевидение? Когда оно покажет?
- Скоро, Бабу, скоро.
И я вспомнил другие слова из монолога Пимена, сказанные в 'Борисе Годунове' и написанные Александром Сергеевичем Пушкиным:
'И пыль веков от хартий отряхнув,
правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу'.

21 декабря 2009 года, в шесть часов утра Бабу скончалась в своем маленьком доме в Бизерте...
21 февраля 2010 года фильм 'АНАСТАСИЯ. АНГЕЛ РУССКОЙ ЭСКАДРЫ' показан на 'большом экране' Первого канала ТВ России, и миллионы телезрителей увидели Анастасию Александровну и услышали ее послание, услышали от нее то, что хотели передать русские моряки Русской эскадры, ушедшей навсегда от родных берегов.
Светлая память Бабу и русским морякам!

Из книги Анастасии Александровны Ширинской-Манштейн 'Бизерта. Последняя стоянка':
'Существуют личности, которые занимают исключительное место в окружающем их обществе. Близость к ним придает особый смысл даже повседневной нашей жизни. Их душевное богатство не имеет никакого отношения ни к уму, ни к образованию, ни - еще меньше - к их внешнему облику: часто они даже совсем не похожи друг на друга.
Одно лишь общее есть у таких людей: они любят жизнь с благодарностью.
Их никогда не забудешь! Но когда их теряешь навсегда, в душе остается место, которое ничем и никем уже заполнено быть не может.
Это о них думает Жуковский, когда пишет:
Не говори с тоской - их нет,
Но с благодарностию - были!'



Другие статьи в литературном дневнике: