Сегодня развесили фотографии

Николай Сологубовский: литературный дневник

Уф!
Фотографии огромного формата! Я стоял, раскрыв рот, увидя подробности, которые не видел на маленьких фотографиях.
Какая точность линий! какое совершенство композиций!
И этим рисункам и петроглифам, которые мы нашли в Сахаре и отсняли, - 20 тысяч лет!


Ливийская Сахара таит в себе сокровища мировой культуры


С 7 июля 2011 г. в Информационном центре ООН в Москве начнет работать фотовыставка, посвященная наскальной живописи ливийской Сахары, материалы для которой предоставлены фотографами Н.А.Сологубовским, И.Н.Сологубовским и ведущим научным сотрудником ИВ РАН, Чрезвычайным и Полномочным послом А.Б.Подцеробом.


Это первая фотовыставка в России о неизвестных общественности произведениях культуры, обнаруженных в Феззане, юго-западной Ливии. Наскальная живопись и петроглифы этого района объявлены Организацией Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) сокровищами Человечества.


Великая пустыня (а именно так переводится название Сахары с арабского языка) известна не только своими бескрайними просторами, уходящими за горизонт цепями барханов и разбросанными среди песков зелёными островами оазисов, но и древними петроглифами и наскальными рисунками, созданными руками неизвестных мастеров эпохи зарождения Человечества.


В Сахаре находятся четыре огромных «музея под открытым небом» – Тассили Аджер в Алжире, прилегающие к Тассили Аджеру Акакус и вади Матхандуш в Ливии и Увейнат, расположенный на стыке границ Ливии, Египта и Судана. В отличие от алжирского Тассили Аджера, с которыми российские читатели знакомы по книгам французского исследователя А.Лота, горный массив Акакус, вади Матхандуш и Увейнат остаются для россиян Terra incognita. Более того, что касается ливийской части гор Увейнат, то, как констатировала ЮНЕСКО, «сведения об этой зоне все еще недостаточны», и «большинство рисунков продолжает ожидать детального описания».


Тем больший интерес представляют фотографии Н.А.Сологубовского, И.Н.Сологубовского и А.Б.Подцероба. На них представлены яркими красками, удивительно сохранившимися с тех древних времен, все четыре основных периода сахарской наскальной живописи.
Первый – «эпоха охотников», длившаяся (по разным оценкам) с 12 - 10 тысячелетия до 8-4 тысячелетия до н.э., для которой характерны огромные гравюры диких зверей.
Второй - «эпоха пастухов», начавшаяся за 8-4 и завершившаяся за 4,5-1,5 тыс. лет до н. э., с фресками, на которых изображены одомашненные животные, а также бытовые сцены.
Третий - «эпоха лошади», когда в Феззане, с XI в. до н. э. в течение полутора тысяч лет существовало Царство гарамантов.
Четвертый - рисунки «эпохи верблюда» I в. до н. э. – V в. н. э.
Но что интересно: все эти «эпохи» можно встретить в одних и тех же пещерах. Так наскальная живопись и петроглифы, созданные руками неизвестных мастеров, образуют уходящую вглубь тысячелетий нить, которая связывает нас с людьми, жившими на заре Истории Человечества.


Приглашенные на открытие фотовыставки смогут также приобрести уже ставшую раритетом книгу А.Б.Подцероба «Бескрайние просторы Сахары» (М., Библос консалтинг, 2010). Написавший к ней предисловие директор Института Африки РАН, член-корреспондент Российской академии наук А.М.Васильев характеризует книгу как не только научную, а научно-художественную работу, что делает ее интересной не только для востоковедов, но и для широкого круга читателей. К монографии приложен DVD c документальным фильмом Н.А.Сологубовского «Лувр под открытым небом».


Мы уверены, что посетители фотовыставки получат представление о неизвестной и недоступной пустыне Сахаре. Благодаря смельчакам, российским ученым-путешественникам, мы с вами увидим затерянные, но сохранившиеся до наших дней миры и не только задумаемся о прошедших тысячелетиях, а ощутим движение Времени, уносящего с собою народы, царства, цивилизации, но оставляющее Вечное: Искусство, созданное руками Человека, и поэтому бессмертное. И можно только поблагодарить директора Информцентра ООН А.С.Горелика за то, что красоту творений можно будет увидеть в течение месяца работы фотовыставки, которую можно назвать ««Лувр под открытым небом».
Предполагается, что после Москвы выставка будет экспонирована и в других городах России, а также и за рубежом.



А.Б.Подцероб, дипломат и ученый, работал в Ливии в 1976-1980 гг. и 1996-2000 гг. и пять раз находился в Сахаре с научными экспедициями.
Н.А.Сологубовский, писатель и кинематографист, работал в области российско-ливийского туризма и четыре раза находился в Сахаре в составе научных экспедиций.
И.Н.Сологубовский, дизайнер и фотограф, два раза находился в Сахаре в составе научных экспедиций.





Другие статьи в литературном дневнике: