Как Евгений Онегин стал хипстером.

Николай Сологубовский: литературный дневник

Как Онегин стал хипстером.
Или как объяснять детям классику?
http://www.mn.ru/society_edu/20131115/362648598.html


Учителя обмениваются мнениями о том, как говорить со школьниками о литературе


Может ли подросток понять Достоевского, нужно ли учить стихи наизусть, если есть гугл, и почему мы на самом деле ничего не понимаем в текстах, которые кажутся абсолютно ясными, на публичном интервью «Набор слов — разговоры о языке» рассказали директор школы №686 «Класс-центр» Сергей Казарновский и учитель литературы гимназии №1514 Антон Скулачев.


Ксения Туркова - кандидат филологических наук, автор проекта «Русский язык» в «МН»


Некоторое время назад журналист «Московских новостей» Иоланта Качаева написала колонку, которая называлась «Унылая пора. Почему школьники разучились понимать классику». Речь там шла о том, что современные школьники с огромным трудом заучивают стихи классиков, не понимают значения устаревших слов и вообще не понимают, зачем это все учить. Возникла огромная дискуссия, очень много было откликов на статью, поэт Юнна Мориц даже написала сатирическое стихотворение по следам этой колонки. На публичном интервью «Набор слов — разговоры о языке» мы решили обсудить эту проблему со школьными учителями.


Об интересе и мотивации
Ксения Туркова: Действительно современные школьники не понимают классику? Если да, то почему так происходит?
Сергей Казарновский: Разные школьники по-разному. Надо просто принимать как данность, что это другие люди, и с ними надо по-другому говорить. На моих глазах ученик подошел к учителю и говорит: «Станислав Юрьевич, не можете мне подсказать какое-нибудь короткое стихотворение Маяковского?» Учитель ему пишет: «Нате». Ученик: «Ненависть, что ли?» Он прочитал это как hate. Они другие, и способ разговора с ними должен быть другой.
Антон Скулачев: Мне кажется, что в этой ситуации нет ничего нового. Любые школьники всегда не понимают классику, для любого филолога это довольно очевидный момент, потому что любой художественный текст построен на том, что его не понимают, на том, что он задает вопросы, не имеющие однозначного ответа, на зонах многозначности и неочевидности.
Ксения Туркова: Сейчас в редакции была дискуссия об этом, и мы говорили: когда мы учились в школе, мы все понимали. Нам сказали выучить стихотворение «Унылая пора», мы учили и никаких лишних вопросов не задавали.
Антон Скулачев: Вот вы сами и ответили: никаких лишних вопросов вы просто не задавали.
Ксения Туркова: Но нам казалось, что все понятно.
Антон Скулачев: Так это самое страшное.
Ксения Туркова: Или поменялось сознание школьников? Они стали более любопытными?
Антон Скулачев: Мне кажется, ничего принципиально не поменялось. С другой стороны, очевидно отличие нынешней ситуации от той, которая была, когда вы учились в школе. Оно не в том, что стали непонятны слова «ланиты» или «инда». Дело не в отдельных словах, а в том, что понимание культуры, понимание художественного текста есть тогда, когда человек, читая текст, осознает, зачем он это делает. Я могу предположить, что когда вы учились в школе, вам разъясняли, зачем вы читаете тексты: чтобы быть нравственным гражданином советской страны и так далее. Сейчас в общем и целом школьникам совершенно непонятно и никто им не объясняет, зачем читать текст.

Сергей Казарновский: Хорошее слово «интерес» заменили словом «мотивация», но и ею-то не очень занимаются. В 1981 году я в школе ставил спектакль «Урок истории» об историческом парадоксе, что большевики никогда не были большинством. В спектакле были тексты Платонова. И я помню, как мальчик самозабвенно читал платоновский текст: «Мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы и произошел бы энтузиазм!»
Он многого не понимал в этом тексте, но говорил абсолютно самозабвенно, потому что знал, почему мы делаем спектакль.
Или… мне мама в третьем классе дала стихотворение Есенина про осень: «И целует на рябиновом кусту// Язвы красные незримому Христу». Какие язвы, какому Христу? Но это было так здорово! А потом я разобрался и про язвы, и про все остальное, а музыка осталась. Мне кажется, разбирать каждое слово не нужно. Как-то потом слова ложатся.


Об аналогиях с современностью


Сергей Казарновский (о спектакле «От Балды» по мотивам пушкинской сказки): Про что ставить эту историю? Почему Балда отлично работал за щелбаны? Что за человек поп, с которым так рассчитываются? Я попросил ребят написать разные варианты, про что можно играть этот спектакль. Рассказывать, что у Александра Сергеевича практически ни разу не встречается другого слова для обозначения священника, кроме как «поп»; что деревенский поп — это, с одной стороны, Божий наместник, с другой — он живет бытовой жизнью, отсюда все его конфликты, — это самая простая штука.
А одна девочка поймала фразу «а поповна о Балде лишь и печалится» и предложила рассмотреть ситуацию так: наверное, Балде понравилась поповна, а поп противился. Так появилась история любви Балды и поповны. Понятно, что мы пытались искать смыслы, которые близки им. Может быть, получилось не совсем точно, я не настаиваю, но красиво.
Ксения Туркова: Антон, а вы на уроках пытаетесь искать аналогии с современностью?
Антон Скулачев: Это действительно очень хороший способ, хотя понятна и опасность свести классику к предикату современности, вульгаризировать ее в духе «Онегин наш товарищ». Дело не только в том, что нам непонятны отдельные слова. Кажется, что нам понятно слово «меч» в последней строке пушкинского стихотворения «...и братья меч вам отдадут». 90% читающих поймут эту строку так: возьмем меч, разрубим им цепи и пойдем на революционную войну, в то время как это значит ровно противоположное: меч — это знак дворянской чести, то есть им возвратят дворянскую честь, которая запятнана (неправедным) судом. Примеров слов, которые нам вроде бы понятны, а на самом деле нет, можно приводить массу.


Десятиклассники, которые ходят в райбенах, в винтажной одежде и постят фотографии в инстаграм, чем-то напоминают денди начала XIX века


Что касается примеров из современности — я лично приводить их очень люблю. Например, когда я объясняю про Онегина, про денди как тип поведения, говорю ученикам, что денди — это такой современный хипстер. Важно, чтобы дети понимали, что классика — это то, что имеет к ним прямое отношение, и в этом смысле десятиклассники, которые ходят в райбенах, в винтажной одежде и постят фотографии в инстаграм, чем-то напоминают денди начала XIX века. Понятно, что это только некая аналогия.


О том, как учить стихи


Ксения Туркова: Может наступить момент, когда мы действительно перестанем понимать классику?
Сергей Казарновский: Когда я был школьником в 60-х годах, тоже об этом говорили. И сейчас говорят. Когда я играл с детьми «Ромео и Джульетту» Шекспира, конечно, приходилось разбирать текст, вскрывать подтекст, но это вопрос длительного разговора. В итоге понимается все.
Ксения Туркова: Объяснение не затмевает само произведение? Моему ребенку четыре года, когда мы пытались читать «Сказку о царе Салтане», было очень тяжело, потому что я ему объясняла каждое слово: и что такое «пир», и почему «на весь крещеный мир»…
Антон Скулачев: Я буду повторяться, но мне кажется, что дело не в отдельных словах. Дело не в том, что непонятно слово «крещеный» или «некрещеный», а в том, что некая культурная реальность почему-то теряет свой смысл. Может быть, мы находимся сейчас в ситуации, когда базовые культурные смыслы размываются.
Ксения Туркова: А может быть, советские дети просто были послушнее? Всё учили, и им было все равно — дровни, салазки, никто и не спрашивал, что это. А сейчас они более самостоятельные и любопытные. Но, с другой стороны, если они любопытные, что им мешает погуглить, а не мучиться со стихом?

Антон Скулачев: Как учить стихи — это давняя дискуссия, и на этот счет есть с советских времен пример про туркменских детей, которые учили наизусть стихотворение «Зима! Крестьянин, торжествуя...», никогда в жизни не видев снега и все остальные реалии, упомянутые в этом стихотворении.
Я всегда со своими школьниками, прежде чем задать им выучить стихотворение наизусть, прохожу его два, три, четыре урока, один текст из трех строф. Когда тебе текст понятен, его форма становится очевидна, и его уже не приходится учить после этого.
С другой стороны, частая позиция в родительской среде: тексты вообще не нужно учить, потому что есть гугл. Уязвимость этой позиции понятна, потому что гугл пока еще не встроен в нашу голову, а носитель культуры должен владеть базовыми текстами этой культуры, иначе он обречен на полную потерю памяти, на полную амнезию.


О том, зачем родителям говорить с детьми


Ксения Туркова: Сергей Зиновьевич, а что бы вы посоветовали родителям, которые часами не могут выучить стихи с детьми?
Сергей Казарновский: Я регулярно прошу детей принести свои стихи — не ими написанные, а те, которые сегодня «их»… почему-то задели. Объясняю родителям и им самим, что это градусник, которым можно измерить свое внутреннее мироощущение. Неважно, про что это стихотворение. Я сажусь за инструмент, начинаю играть, они читают, делают какие-то интерлюдии, и это происходит из урока в урок, и за год набирается огромное количество стихотворений.
Но вообще никто ничего другого не придумал, кроме как читать с детьми, много-много читать. Даниэль Пеннак написал про это замечательную книжку «Как роман».
Современное общество находится в ситуации, когда и слова «честь» нигде, кроме как в пушкинских текстах, нет
Ксения Туркова: Антон в самом начале произнес слово «зачем»? Может у школьника возникнуть вопрос: зачем мне знать эти слова, если их нигде, кроме как в стихах, больше нет?
Антон Скулачев: У нас, к сожалению, современное общество находится в ситуации, когда и слова «честь» нигде, кроме как в пушкинских текстах, нет. Но если про это слово не говорить, оно нигде и не появится. А зачем вообще нужна литература? Зачем нужно что-либо, не связанное с материальным потреблением? Зачем нужны вещи, которые не приносят прибыль? Мы в этом году со школьниками начинали факультатив по литературе с занятия, которое называлось «В чем смысл бесполезных вещей». Оказывается, без них человек теряет память, теряет себя в окружающем мире, и выясняется, что полезные вещи ему тоже не нужны, если нет бесполезных. Вот для этого нужны «дровни» — чтобы человек стал субъектом культуры. А если он не станет субъектом культуры, он станет ничем, в самом буквальном смысле этого слова.
Сергей Казарновский: Благодаря поэзии можно вернуть смысл словам. У нас учительница как-то дала детям набор слов: санки, горка, крутой, мальчик, — и попросила составить словосочетания. Были любые словосочетания — «крутой мальчик» и так далее, но ни разу не появилась «крутая горка». Но потихоньку мы вернули этим словам смысл.
Когда-то я очень протестовал против всей педагогики Макаренко, метода, который мы использовали в 60–70-е годы. На мой взгляд, к тому времени он стал бессмысленным, потому что Макаренко работал с бессемейными детьми. Но сейчас ситуация очень напоминает ту, что была во времена Макаренко. Не потому что родителей нет как таковых, они есть, но не общаются с детьми.
Ксения Туркова: Я думаю, не каждый родитель может объяснить какое-то слово. Например, в «Золотом петушке» — «инда плакал царь Дадон». Не каждый родитель с ходу ответит, что такое «инда».
Антон Скулачев: Но дело-то не в этом. Если с ребенком вообще говорить, общаться, то результат будет. Но вы выйдите на любую детскую площадку и увидите там мамаш, которые общаются между собой, а ребенку говорят: «Отойди, не мешай тетям разговаривать». Исключения очень редки.

О воспитании вкуса и образцах культуры


Сергей Казарновский: Мы переживаем про «Пушкина» и «сени», но детям сейчас каждый день приходится объяснять многое из того, что существует вокруг и показывается по телевидению. Педагогов телевидение как будто берет на работу, только зарплату не платит. Примеров — миллион. Ну, спели ребята песню «Убили негра», понятно, что они просто стебались, никакого смысла там нет. А у меня девочка темнокожая в первом классе учится, и два персонажа ее потом целый день терроризировали. Она плачет, а я трачу три часа, чтобы объяснить ей, что песня вообще не про это, пытаюсь с ней вместе разобрать слова песни, хотя это и глупо.
Или как объяснять им вкусовые вещи? Они говорят: «Давайте поговорим про Comedy Club». Как им объяснить, что это такое? Сказать, что там ребята без юмора, — смешно. Конечно, с юмором. Но юмор ниже пояса, и это раздражает.


В культуре вообще очень много текстов не предназначено для детей, наверное, процентов 99!


Антон Скулачев: Воспитание вкуса — это существенный очень вопрос. Мы, например, убеждены, что воспитывать вкус можно только собственным примером. У нас каждую четверть в школе проходит филармонический концерт, в прошлом году к нам приходили современные писатели и поэты, читали свои тексты и выступали как свидетели того, что литература — это что-то живое. Каждый месяц у нас киноклуб, поэтические чтения, которые устроены не в формате конкурса чтецов, а в формате свободного чтения стихов и прозы на школьной лестнице, мы поэтому их и назвали «Лестничные чтения». Мы максимально пытаемся показывать образцы культуры детям, демонстрируя, как мы сами этим увлечены. Единственный способ научить чему-то школьника — это научить собственным стилем поведения.


О «недетских» текстах


Реплика из зала: Мне кажется, массовое преподавание школьникам текстов, которые были написаны не для детей, — это неправильно. Они не были для них предназначены.
Антон Скулачев: Это довольно странно звучит: предназначены или нет. Законы Ньютона, кажется, тоже не предназначены для детей, тем не менее в школе их изучают. В культуре вообще очень много текстов не предназначено для детей, наверное, процентов 99.
Может ли ребенок понять Достоевского? Начнем с того, что Достоевский у нас находится в программе 10-го класса, а это уже все-таки подростки, а не дети. И продолжим тем, что когда мы перечитываем какие-то книжки в более сознательном возрасте, мы всегда понимаем их иначе, чем понимали в детстве, но это не значит, что их не нужно было читать в детстве. Когда я ежегодно перечитываю свой любимый роман Пастернака «Доктор Живаго», я каждый раз открываю бездну новых смыслов, но это не значит, что я не должен был читать его раньше.
Любая культура существует, имея в своем базисе ряд канонических текстов. Знание этих канонических текстов отличает субъекта культуры от несубъекта. В данном случае функцию канонических текстов, почти евангельских, выполняет русская классическая литература. Это нормально, мы живем в такой культуре.
http://nikolaysolo.livejournal.com/1472268.html



Юнна Мориц


П У Ш К И Н С К А Я "О С Е Н Ь"


(часть первая)


Родители рыдают в Интернете,
Что Пушкин устарел, учитель строг
И требует, чтоб выучили дети
Стихи, где восемь устаревших строк.
"Очей очарованье" устарело,
Зимы угрозы – устаревший слог,
Вся эта дряхлость лезет озверело
Из Пушкина – и сносит потолок!


А детям не способны их родители
Очей очарованье объяснить,
Словцо "багрец" (хотите, не хотите ли!..)
Не вдето в память, как в иголку нить.
Кому нужны такие муки ада,
Зачем учить такое барахло?..
Детей болванить Пушкиным не надо,
Его тысячелетье истекло!


И в ужасе от "вещего Олега",
Где "вещий" – от вестей, не от вещей,
Родительская требует телега
От Пушкина избавить, он – Кащей!
Какое там "очей очарованье",
Когда забыты смыслы этих слов,
И новое теперь образованье,
А пушкинская "Осень" – для козлов!..



II


Очей очарованье – дважды "оч"
В начале слов, и это – смыслозвуки,
И очень Пушкин!.. Ваши сын и дочь
Теперь не будут с Пушкиным в разлуке,


Он даст билет им вечный, проездной –
Туда, где очи не равны глазам с ресницами,
И ставку очную нельзя назвать глазной,
И очевидцы не зовутся глазовидцами.


Очнись, родитель возмущённый, твой словарь –
Не очень Пушкин!.. Это в детях поправимо,
Когда целует Пушкин их букварь
И шлёт подарки, пролетая мимо.


Подарки Пушкина, который нас любил,
И целовал, и никогда не бросит!..
Теперь успешный, правильный дебил
Детей от Пушкина избавить срочно просит.



Россия за диалог. Россия против силовых решений!


Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова программе «Постскриптум», 16 ноября 2013 года (отрывок)
Вопрос: Приближаются другие переговоры в Женеве – по Сирии. Есть ли шанс на их успешное завершение? И кто противится такому исходу уже сирийских переговоров?
С.В.Лавров: …Что касается переговоров по сирийскому кризису, то среди всех главных актеров такого единства в понимании целей и шагов пока не наблюдается. Главная причина: вроде бы есть общее согласие с тем, что Женевское коммюнике от 30 июня 2012 г. является общепризнанным «критерием истины» в поисках путей урегулирования сирийского кризиса; но на деле не проявляется готовность некоторых групп оппозиции к тому, чтобы работать на основе Коммюнике без каких-либо дополнительных предварительных условий.
Коммюнике провозглашает главную задачу – чтобы Сирия оставалась светским, демократическим, многоэтническим, многоконфессиональным государством, чтобы меньшинства чувствовали себя в безопасности, сохранялся суверенитет, территориальная целостность САР.
Будущее страны должны определять сами сирийцы путем диалога между правительством и оппозицией.
Необходимо, чтобы делегации представляли весь спектр сирийского общества, и результатом этого диалога должно стать общее согласие о том, как дальше двигаться в рамках государственного строительства, развития сирийского общества.
Это должно быть сирийским решением, а «внешние игроки» должны этому помогать. Никаких условий о том, кто будет рассматриваться в качестве кандидатов на место в будущих органах управления САР, в Женевском коммюнике не содержится. Повторю – это задачи, которые должны решать только сами сирийцы.
Оппозиция же, в первую очередь в лице Национальной коалиции, говорит, что поедет на Конференцию (несколько дней назад они, наконец, заявили о готовности поехать на Конференцию, хотя до этого возражали), но опять не без условий. Выдвигаемое ими условие заключается в том, чтобы им дали те или иные гарантии, что на каком-то этапе Президент Б.Асад «исчезнет». Это идет вразрез с Женевским коммюнике, которое предварительных условий не предполагает. Это и не реалистично, ведь чтобы понять, какие имеются перспективы урегулирования, нужно сесть за стол переговоров, посмотреть друг другу в глаза и уже тогда начинать искать компромиссы.
Национальная коалиция – далеко не единственный механизм сирийской оппозиции. Коалиция в основном состоит из давно эмигрировавших из Сирии в Европу и другие страны деятелей. Они сейчас озабочены разработкой своей позиции, потому что, кроме смены режима, у них нет конструктивной платформы, которую они могли бы предъявить сирийскому населению.
Не думаю, что у них есть значительная поддержка внутри САР, поскольку действующие там структуры составлены не из эмигрантов, а из тех, кто никогда не покидал территорию Сирии и работает в оппозиции, которая не лояльна режиму. Это Национальный координационный комитет, курдские партии, которые не являются «ручными».
Есть оппозиция, которая готова сотрудничать с нынешним правительством, но есть и те, кто считает важным именно договариваться о каких-то новых переходных формах и усматривает в Женевском коммюнике хорошую возможность для начала движения на этом пути. Тем более что сирийский режим высказал готовность позитивно откликнуться на российско-американскую инициативу о созыве «Женевы-2» и работать именно на основе того самого прошлогоднего Коммюнике без каких-либо дополнительных условий.
Есть еще и боевые отряды, которые подчиняются различным политическим силам, есть те, которые никому не подчиняются, которые противостоят режиму, но убеждены в необходимости сохранить светский характер государства.
А есть экстремисты и террористические группировки наподобие «Джабхат ан-Нусра» и других отпочкований «Аль-Каиды», открыто заявляющие о желании создать в Сирии и вокруг нее халифат. Эти идеи проповедует также «Исламское государство Ирака и Леванта» – группировка, от которой недавно открестилась «Аль-Каида».
Так что там всевозможный набор группировок с различными идеологиями и подходами к будущему страны.
Я неоднократно напоминал моим партнерам о том, что не зря в сирийском разделе Итоговой декларации саммита «восьмерки» в Лох-Эрне содержится призыв к правительству и оппозиции (имеется в виду нормальная, светская оппозиция, которая думает о своей стране, патриоты Сирии) объединить свои усилия в борьбе с террористическими экстремистскими группировками, создающими колоссальную и все более острую угрозу не только для САР, но и для всего региона.
Я сделал небольшой экскурс в свежую историю проблемы. Но, отвечая на вопрос о том, есть ли у нас шансы, отвечу, что они есть, поскольку российско-американская инициатива – это солидное предложение, воспринятое и получившее поддержку подавляющего большинства государств мира.
Действительно, есть очень незначительное число стран (их меньшинство), хотя и достаточно влиятельных в том, что касается сирийского кризиса и положения в регионе, которые поддержат эту инициативу «сквозь зубы» и на практике, мягко говоря, не готовы содействовать ее реализации. С ними тоже нужно работать, потому что наша задача – убедить всех сомневающихся (а тем более – противящихся) в том, что любое урегулирование, которое не будет опираться на консенсус всех сирийских сторон, включая представителей режима, не может быть устойчивым, долгосрочным и все равно будет чревато рецидивами возобновления кризиса и вооруженной борьбы.
В том, что касается нас и правительства САР, сроки конференции могут быть объявлены в любой момент. Но мы также понимаем, что те, кто имеет большее влияние на оппозицию, должны обеспечить ее участие в «Женеве-2», и здесь растет понимание нескольких аспектов.
Во-первых, Национальная коалиция (при всей ангажированности Запада и стран региона на поддержку этой структуры в качестве единственного представителя сирийского народа) все-таки целиком сирийский народ не представляет.
Поэтому важно стимулировать – и мы выступали за это с самого начала сирийского кризиса, а наши западные и региональные партнеры не очень были на это настроены – диалог между всеми оппозиционными группами. Это и национальные координационные комитеты, работающие внутри САР, Высший курдский совет и другие отражающие интересы курдов в Сирии группировки.
Для того чтобы помочь нашим западным коллегам, которые взялись привезти оппозицию в Женеву на вторую конференцию, мы готовы использовать свои отношения с оппонентами режима, которые мы никогда не прерывали. Мы встречались в Москве и в регионе практически со всеми значимыми группировками оппозиционеров.
Учитывая возникшие на стороне оппонентов режима сложности в связи с подготовкой конференции, мы предложили провести в Москве подготовительную (ее можно назвать как угодно – неформальную, ни к чему не обязывающую) встречу представителей всех оппозиционных группировок и представителей режима в Дамаске с участием экспертов России, США и экспертов спецпредставителя по Сирии Л.Брахими, являющегося посредником в деле подготовки конференции.
И сделать этого для того, чтобы все оппозиционеры смогли посмотреть друг на друга за одним столом, понять, в чем причина того, что они не могут выработать общий подход к переговорам с режимом. Не знаю, насколько удачной будет эта встреча, но мы глубоко убеждены, что это шанс, который нельзя не использовать.
Если получится хотя бы чуть-чуть подвинуть оппозицию к тому, чтобы они на платформе ответственности за будущее своей страны выразили готовность участвовать в конференции – это, пожалуй, будет уже показателем того, что мы не зря потратили силы, время, энергию.
Второй вопрос, который пока еще не урегулирован и требует решения, касается участия в конференции «внешних игроков». Есть согласие о том, что переговоры будут вестись между самими сирийцами. Помогать им в этом будет только специальный представитель по Сирии Л.Брахими.
Но конференцию (и с этим все согласны) нужно открыть в присутствии «внешних игроков», которые так или иначе влияют на ситуацию либо несут ответственность за поддержание мира и безопасности.
Ясно, что очевидными кандидатами для участия являются те, кто готовил Женевское коммюнике и собирался с этой целью 30 июня 2012 г. в Женеве – т.н. «Группа действий», состоящая из пяти постоянных членов СБ ООН, ЛАГ, ЕС, Турции. Мы выступаем за то, чтобы дополнить этот круг, потому что на первой конференции в прошлом году не присутствовали Иран, Саудовская Аравия, а это две страны, которые сейчас ассоциируются с главными спонсорами различных воюющих друг с другом в САР сторон. Особенно важно, что ИРИ воспринимается как лидер шиизма в исламе, а Саудовская Аравия – как неоспоримый лидер суннитов.
Представительство всех направлений ислама принципиально важно, поскольку сирийский кризис, как и многие другие кризисные ситуации на Ближнем Востоке, имеет очень ярко выраженное внутриисламское измерение.
Недопустимо игнорировать тот факт, что раскол внутри ислама – между суннитами и шиитами – несет в себе колоссальную угрозу безопасности не только в этом регионе, но и далеко за его пределами.
В этом смысле считаем, что помимо одних из главных выразителей идеологии суннизма и шиизма – Саудовской Аравии и Ирана – очень важно пригласить дополнительно делегацию Индонезии как крупнейшей мусульманской страны, и она хочет присутствовать на этой конференции, осознавая свою ответственность за положение внутри исламского мира.
Также необходимо позвать руководство Организации исламского сотрудничества (ОИС), которая объединяет всех без исключения мусульман и призвана продвигать единые подходы к тому, чтобы исламские страны равноправно участвовали в решении международных проблем без какого-либо потакания внесению раскола в ряды исламского мира.
Так что проблем немало.
Но я все же не теряю оптимизма, потому что в конце ноября состоится очередная подготовительная встреча между американскими и российскими экспертами с участием Л.Брахими и последующим подключением других постоянных членов СБ ООН, ЛАГ, Турции.
Надеюсь, мы сможем выработать общий подход, обеспечивающий представительство на конференции всех слоев сирийского общества с обеих сторон, а также всех «внешних игроков», которые прямо или косвенно влияют на поведение сторон конфликта.


Вопрос: Есть мнение, что мир устал от гегемонии США и ждет альтернативы. Готовы ли страны БРИКС объединиться в единую структуру с общей повесткой дня, выдвигающей крупные международные проекты? В каких областях они могли бы быть?
С.В.Лавров: Страны БРИКС уже объединены в структуру, которая не заформализована, не имеет здания штаб-квартиры, бюрократии, но которая вполне справляется с задачей выстраивания общих подходов и подготовки реализации взаимовыгодных проектов в сфере финансов, экономического сотрудничества, взаимных инвестиций, обмена опытом в решении социальных проблем, образования, здравоохранения, налаживания сотрудничества между политологическими центрами.
По мере того, как это естественное стремление использовать потенциал друг друга к обоюдной выгоде оформлялось в практических делах, прежде всего в социально-экономической и гуманитарной сферах, страны БРИКС стали уделять все больше внимания координации своей внешней политики, поскольку у нас совпадают взгляды на мироустройство по главным принципиальным вопросам.
Мы исходим из необходимости справедливости, уважения международного права, центральной роли ООН, признания безальтернативности мирного урегулирования споров и всевозможных конфликтов, недопустимости вмешательства во внутренние дела государств и применения силы, кроме как в случаях, предусмотренных Уставом ООН. Это все базовые вещи, и, казалось бы, что странного в том, что эти принципы исповедуются теми или иными государствами?
Оказывается, исповедуются они не всеми. Подвергается сомнению целый ряд суверенных прав государств.
Как известно, осуществлялись силовые действия в обход Устава ООН.
Достаточно вспомнить бывшую Югославию, Ирак и, совсем недавно, Ливию.
Страны БРИКС, осознавая свое положение в мире (вместе взятые, это экономически наиболее быстрорастущие государства и большая часть населения мира), пришли к общему мнению, что для эффективного решения задач своего развития, обеспечения собственной безопасности и максимального удовлетворения потребностей граждан им очень важны благоприятные внешние условия, которые создаются не сами по себе, а целенаправленными действиями государств, имеющих влияние.
У стран БРИКС оно есть. Причем, если брать валютно-финансовые вопросы, реформу валютно-финансовой системы, то у нас даже в «двадцатке» имеется немало союзников – Индонезия, Мексика, Аргентина поддерживают продвигаемые странами БРИКС подходы в этом вопросе.
Что касается международной политики, то позиция стран БРИКС по сирийскому кризису и в целом по процессам «арабской весны», Афганистану, ИЯП разделяется подавляющим большинством государств. Но, повторю, все это является результатом естественного стремления входящих в данное объединение государств использовать взаимные сравнительные преимущества в мировых финансах и экономике в интересах собственного развития.
Это было не реакцией на положение в мире США, какой-либо другой страны или блока стран, а естественным процессом становления полицентричного мира, где никто уже не может претендовать на гегемонию. Появляются новые центры экономического роста и финансовой мощи, а с ними приходит и политическое влияние, которое используется странами БРИКС уж точно не во вред другим, а на пользу в решении международных проблем.



1943 год. Почему наши отцы и деды, мамы и бабушки победили?


Документ Истории


В октябрьском номере журнала «Foreign Affairs» за 1943г. ежеквартальный журнал в США, освещающий проблемы внешней политики США и международных отношений, помещена статья о причинах успехов Красной Армии. Американский журналист Леленд Стоу пишет:
«Подлинное величие Красной Армии теперь узнал весь мир. Что сделало ее такой великой? О технике, я, судить не компетентен. Но разрешите корреспонденту, побывавшему на семи театрах войны - от Норвегии до Китая, указать на следующие несколько важных факторов, которые, как мне, наблюдающему Красную Армию в обучении и в действии в районе Ржева, кажется, имеют громадное значение для ее успехов:
1. Напряженная работа под разумным руководством. Давно уже подготовка русской армии зиждется на физической выносливости, сноровке, работоспособности.
2. Высокое качество руководства, начиная сверху и до самого низа. Оно обеспечивается тем, что в армии имеется большое число офицеров с двадцатилетним стажем службы и военным опытом нескольких войн.
3. Мощная, метко стреляющая артиллерия. Только благодаря красным артиллеристам была прорвана линия Маннергейма, что ускорило падение Финляндии. Разрушительный огонь русской артиллерии играл также решающую роль в борьбе против механизированных германских дивизий как танковых, так и пехотных..
4. Концентрация внимания уже в ранний период на строительстве танков, причем с ударением на их невоспламеняемость.
5. Строительство первоклассных самолетов-истребителей, начиная от "ЯКов" и "МИГов", с постепенным усовершенствованием моделей. Прогрессивность развития советской авиации была недавно продемонстрирована новыми моделями, выпущенными весной 1943 года: "ЯКи", новые штурмовые бомбардировщики "Ильюшин-4", новые тяжелые бомбардировщики - четырехмоторные "ТБ-7", пикирующие бомбардировщики "Петляков-2". Хотя в течении долгового времени красные воздушные силы были менее многочисленны, чем германские, но они редко бывали хуже по качеству.
6. Беспощадное отстранение неспособных руководителей, не умеющих учиться на своих прошлых ошибках.
7. Решимость выиграть время за счет отступления на неизмеримых пространствах страны и сохранения жизни советских солдат.
8. Необычайно эффективная система создания и поддержания боевого и морального духа войск, вера Красной Армии в то, что ее усилия и жертвы не сводятся на-нет взяточничеством и некомпетентностью в правительственных кругах и гражданском руководстве в тылу; как-раз отсутствие этой веры действовало деморализующе на солдат царской армии 1914 - 1917гг.
9. Это - первая русская армия, во всяком случае, современная, каждый солдат которой хорошо одет, обут и вооружен отвечающими требованиям винтовкой и личным стрелковым оружием.
10. Это - первая в истории русская армия, в подавляющем большинстве состоящая из грамотных солдат. Воины Красной Армии дерутся за правительство, которое научило их грамоте и которое предоставляет каждому солдату возможность стать офицером, какого бы он ни был скромного происхождения.
11. Своевременная перебазировка большого процента советских промышленных предприятий с запада России в более безопасные районы Востока и расширение "внутренней промышленной крепости" за Уралом.
12. Постепенное поступление американских и британских военных материалов. Помощью Красной Армии явилось также отвлечение некоторого количества вражеских воздушных сил для отражения англо-американского воздушного нападения в Западной Европе и в Средиземном районе.
13. Логическое развитие широко задуманного генерального плана обороны и наступления под руководством маршала Иосифа Сталина. Примером решительности и отваги Сталина было его решение удержать Сталинград".
После такого признания участника Ржевских событий и подчеркивание заботы правительства о сохранении жизни солдат, меркнут все лжесвидетельские публикации об устилающих солдатскими шинелями дорогах до Берлина.
Геннадий Алимович
http://maxpark.com/community/5903/content/2320857
http://nikolaysolo.livejournal.com/1471540.html



http://nikolaysolo.livejournal.com/1475325.html


В Триполи введен режим чрезвычайного положения


Власти ливийской столицы Триполи 17 ноября ввели режим чрезвычайного положения на территории города в связи с протестами, переросшими в столкновения. По последним данным в результате перестрелок были убиты 45 человек, около 400 получили ранения. Ситуацию "Голосу России" прокомментировал публицист Николай Сологубовский.
Режим ЧП будет действовать в течение 48 часов и может быть продлен, если ситуация не стабилизируется.
В этот же день в ливийской столице началась трехдневная всеобщая забастовка, которая также преследует цель остановить насилие.
"Ситуация сейчас очень и очень сложная. По последним данным, столкновения с использованием оружия продолжаются в разных районах столицы. Фактически это выступление горожан против правительства Триполи, у которого фактически нет никакой власти, и против тех, кто пытается с помощью оружия эту власть захватить", - сказал в эфире "Голоса России" публицист Николай Сологубовский.
По словам публициста, главная цель "Мисуратских орлов",бандитов, которые два года назад сражались против Ливийской Джамахирии, - это захват власти. "И они противопоставляют себя фактически всему ливийскому обществу. Обратите внимание, что ливийская армия сейчас пытается хоть как-то защитить горожан. "Милиция Мисураты" воюет и против горожан, и против ливийской армии", - отметил Сологубовский.
17 ноября в Триполи продолжились интенсивные перестрелки между бандами Мисраты и отрядами самообороны, периодически слышны взрывы.





Мои публикации здесь:
http://www.proza.ru/avtor/eskadra
http://nikolaysolo.livejournal.com/
http://maxpark.com/user/3312574000
Мои видео здесь:
http://www.youtube.com/user/NikolaySOLO/videos



Другие статьи в литературном дневнике: