Сирийцы и сирийские проблемы

Николай Сологубовский: литературный дневник

С.В.Лавров: Сирийские проблемы могут быть решены только сами сирийцами


Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по итогам рабочего ланча с министрами иностранных дел государств-членов ЕС и Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности/заместителем Председателя Европейской комиссии К.Эштон, Брюссель, 16 декабря 2013 года (отрывок)
Вопрос: В г.Адра в 40 км от Дамаска, предположительно, боевики фронта «Джабхат ан-Нусра» вырезали, по разным оценкам, от 50 до 90 человек мирных жителей. Как подобные бесчеловечные акции могут сказаться на проведении «Женевы-2»? И как к этому относятся наши западные партнеры, которые, в принципе, поддерживали и поддерживают сирийскую оппозицию?
С.В.Лавров: Наши европейские и американские партнеры не поддерживают «Джабхат ан-Нусру». Резня, устроенная в г.Адра, просто возмутительна, и это не единственный факт. Там вырезали христиан, друзов, алавитов и даже суннитов, не согласных с исламистскими порядками, которые эти люди хотели установить в регионе. Повторю, это не единичный факт. Не так давно «Хьюман райтс вотч» фиксировала факты не менее жестокого поведения некоторых других объединений, которые сейчас вошли в так называемый «Исламский фронт». Это новая структура, созданная как бы в конкуренции со «Свободной сирийской армией», которая всегда преподносилась нашими западными партнерами как светская сила, ставящая цель сохранения Сирии многоконфессиональным, полиэтническим, демократическим государством, противостоящим террористам, которое бьется с режимом, чтобы добиться лучшего для своего народа на основах равенства и демократии.
В данный момент наблюдается резкое ослабление «Свободной сирийской армии». Многие отряды из этой структуры перебежали. Многие говорят, что они были перекуплены теми, кто создает «Исламский фронт».
В свою очередь «Исламский фронт» провозгласил достаточно радикальные цели, хотя наши западные партнеры пытаются наводить с ним мосты и позиционируют его как «приемлемую силу», которая имеет какое-то влияние «на земле». Однако, по некоторым данным, которые представляются достоверными, мы знаем, что, когда этот фронт создавался, обсуждался вопрос о включении в него «Джабхат ан-Нусры», причем это не было сделано лишь потому, чтобы не портить ему репутацию, поскольку «Джабхат ан-Нусра» и в США, и в Европе включена в террористические списки.
Есть также информация о том, что наши американские партнеры встречаются с представителями «Исламского фронта», пытаются каким-то образом завести их «под крышу» «Свободной сирийской армии». Через несколько дней, когда мои заместители будут встречаться с нашими американскими коллегами – Госсекретарем США Дж.Кэрри, специальным представителем ООН по Сирии Л.Брахими – и будут обсуждать подготовку конференции «Женева-2», мы обязательно зададим этот вопрос. Если «Исламский фронт» идеологически близок «Джабхат ан-Нусре», но по соображениям презентационного порядка от нее дистанцируется, то надо представлять, с кем вообще мы будем разговаривать, и кто будет представлять сирийскую оппозицию на женевской встрече.
Сама Национальная коалиция сил сирийской революции дробится, ее руководители делают противоречивые заявления. Мы хотим идти с ними на контакт. У нас уже были встречи за границей. Мы пригласили ее председателя А.Джарбу, и он обещал к нам приехать. Мы хотим услышать из «первых уст», как они видят свою роль и какие у них представления о будущем Сирии.
Параллельно с этим мы узнаем, что некоторые члены Национальной коалиции, к примеру, сирийские «Братья мусульмане», обосабливаются в ее рамках, создают свою партию, которая то ли сохранится «под зонтиком» Национальной коалиции, но уже будет требовать каких-то особых для себя прав, то ли Коалицию покинет.
Один из лидеров «Свободной сирийской армии» после того, как ее руководитель генерал С.Идрис исчез (он сейчас находится то ли в Турции, то ли в Катаре), заявил, что он создает «Союз революционеров Сирии». Различные структуры множатся, как грибы. Для того, чтобы конференция «Женева-2» состоялась, а мы хотим, чтобы она открылась в согласованные сроки - 22 января, как это было объявлено Генеральным секретарем ООН, надо понимать, кто будет сидеть напротив Правительства Сирии. Если это будут люди, которые представляют собой зарубежное крыло оппозиции и не имеют никакого влияния на тех оппонентов режима, кто находится внутри Сирии, то, наверное, толку от такой конференции будет мало. Но мы все равно будем добиваться ее созыва.
Сейчас наша главная задача состоит в том, чтобы американские партнеры и те, кто чаще нас общается с оппозицией и со всеми ее «крыльями», кто имеет большее, чем мы влияние на оппозицию, ответили нам, что же она сейчас из себя представляет? Кто может говорить ответственно и авторитетно от имени оппозиции и кто может договариваться и решать те задачи, которые поставлены всеми нами, в том числе в резолюции СБ ООН 2118, в которой было одобрено Женевское коммюнике, гласящее, что Сирия должна остаться светским, суверенным, территориально целостным государством, где будут обеспечены права всем этническим, конфессиональным и политическим группам, и что в диалоге должны участвовать представители всего спектра сирийского общества? На данный момент это самая важная задача, потому что мы не хотим превращения переговоров в профанацию и не хотим, чтобы люди, которые сядут напротив правительства, не смогли бы отвечать за свои слова. Сейчас наступает критический этап. Наши западные коллеги, взявшие под свое крыло Национальную коалицию, выдвигающие ее в качестве главного выразителя чаяний оппозиции и называющие ее «единственным представителем сирийского народа» (данный тезис сам по себе не очень понятен, ведь, если бы это было так, то армия Б.Асада уже давно бы разбежалась, и война в Сирии давно бы закончилась), должны ответить, с какими подходами эта группа приедет в Женеву, и кого она реально будет представлять.
Мы не просто пассивно наблюдаем за этим. В отличие от Запада, который работает только с оппозицией, мы контактируем и с правительством, и с оппозицией, встречаемся со всеми оппозиционными группами. Мы хотим от них услышать их видение - чего они хотят для своего государства, для своей родины. Данная проблема может быть решена только сирийцами, а мы будем помогать им в том, чтобы они наладили представительный или, как сейчас принято говорить, инклюзивный диалог и вышли на то, чего от них ожидает мировое сообщество: достижение между собой согласия о будущем своей страны.



Другие статьи в литературном дневнике: