21 июля 1899 года родился Хемингуэй
«Квинтэссенция автобиографизма».
О мировоззрении Эрнеста Хемингуэя
125 лет назад родился Эрнест Хемингуэй — писатель, лауреат Нобелевской премии. Он стал культовой фигурой XX века, ориентиром для писателей и поэтов. Жизнь и творчество Хемингуэя оказались в неразрывной связи — события его биографии рассеяны по всем его произведениям.
Интервью RT дала кандидат филологических наук, доцент Института иностранных языков МГПУ Надежда Шалимова,
— 21 июля 1899 года родился писатель Эрнест Хемингуэй, лауреат Нобелевской премии по литературе, один из знаковых авторов XX века. Расскажите, в чём заключается новаторство Хемингуэя как прозаика?
— Думаю, следует начать с самой фигуры Эрнеста Хемингуэя, образ которого стал культовым в XX веке. Как и его герои, Хемингуэй олицетворяет маскулинность, мужество, стоицизм, проявляемые в экстремальных условиях, где человеческая природа раскрывается максимально многогранно. Мы знаем его как охотника, рыбака, боксёра, пловца, любителя корриды, путешественника и человека с большим военным опытом.
Его литературный стиль отвечает этому образу — Хемингуэй пишет ёмко, лаконично, что придаёт повествованию интенсивность. Он в почти телеграфном стиле, без лишних слов и эмоций, концентрированно изображает реальность.
При этом автобиографичность была свойственна многим писателям так называемого потерянного поколения. Совсем юными они ушли на войну, а потом осознали крушение всего привычного для них мира. Автобиографические мотивы присутствуют в творчестве Ремарка, Анри Барбюса, Ричарда Олдингтона и Луи-Фердинанда Селина. Полученный на войне травматический опыт нуждался в рефлексии, формой которой и стало литературное творчество.
Помимо этого, автобиографичность в целом свойственна американской литературной традиции. Но проза Хемингуэя — это квинтэссенция автобиографизма.
— Какие литературные приёмы использует Хемингуэй, благодаря которым ему удаётся погружать читателя в мир своих героев? Притом что в его романах мало описаний природы, не так много описаний внешности людей. В романе «Праздник, который всегда с тобой» Хемингуэй описывает поиск своего индивидуального литературного почерка — лаконичные, ёмкие предложения, минимум, как это называют, «воды».
— Говоря о поэтике Хемингуэя, начнём со знаменитого «принципа айсберга», который писатель сам и сформулировал. Согласно ему, в тексте должно отражаться не всё: сюжет, характеры героев, обстановка только намечаются лаконичными штрихами, а весь подтекст, значительная часть литературной реальности уходят в глубокие слои повествования. Не даёт автор и эмоциональных ключей, не рассказывает подробно о внешности, характере героев, не даёт оценок. Всё это конструируется уже в воображении читателя, который становится как бы соавтором.
Такой творческий подход предъявляет и определённые требования к читателю, который должен, со своей стороны, быть готовым к рефлексии и способным реконструировать смыслы, заложенные в произведении. То есть читатель Хемингуэя — это думающий, эмпатичный человек, способный воспринимать художественный текст как открытую систему.
В качестве примера произведения, в котором ярко проявился «принцип айсберга», приведу рассказ Хемингуэя «Кошка под дождём». В рассказе ничего не говорится об эмоциональном состоянии героев, оно передано только через их действия и диалоги. Здесь важна поэтика деталей, которые намекают на психологические нюансы.
Это в целом характерно для творчества писателей потерянного поколения: в их романах герой как бы ниоткуда приходит в художественный текст, нет большой предыстории, полного раскрытия всех нюансов его жизни.
Типичный герой Хемингуэя — стоик, который сталкивается с окружающим абсурдом, не боится его и вроде бы лишён развёрнутых чувств, но в то же время очень ранимый и рефлексивный. Телеграфный стиль позволяет сорганизовать материал так, чтобы показать, что весь мир абсурден — в нём нет связи между вещами или явлениями. Например: «Я вышел на улицу. Горели фонари. Я поднял воротник. Достал сигарету». Такая синтаксическая парцелляция, рваная фраза, указывает на то, что мир лишён целостности.
Исследователи также выделяют карнавальную реальность в прозе Хемингуэя, его тягу к яркой стороне жизни — и в то же время к ритуальности. Коррида — одновременно и рудимент древних ритуалов, и зрелище, и Хемингуэй много пишет о ней.
•
— Как на стиль Хемингуэя повлиял опыт работы репортёром? Как менялся стиль писателя с годами?
— Вообще, многие американские писатели начинали как журналисты, например Марк Твен, Теодор Драйзер… Очень лаконичный, сжатый стиль Хемингуэя, попытка объективно отразить реальность — это наследие его репортёрской работы.
Что касается изменений стиля, то с годами он становился более художественным. Повесть «Старик и море», за которую он получил Нобелевскую премию, — это уже не телеграфный стиль, а тонкое художественное произведение. В нём Хемингуэй не скупится на описания, добавляет много психологического параллелизма, отражённого в состоянии главного героя — старика Сантьяго.
Даже формулировка премии указывает нам, что стиль Хемингуэя стал более литературным: «За повествовательное мастерство».
— Кто из современников и классиков оказал влияние на стиль Хемингуэя?
— Несомненно, в творчестве Хемингуэя прослеживаются традиции, заложенные автором романа «Моби Дик» Германом Мелвиллом. Из современников очень большое влияние на Хемингуэя оказала Гертруда Стайн, которую ещё называют «бабушкой американского модернизма и авангарда». С ней Хемингуэй познакомился, когда жил в Париже, она входила в американское писательское комьюнити во Франции. Режиссёр Вуди Аллен эту тусовку прекрасно показал в своём фильме «Полночь в Париже». Гертруда Стайн повлияла на модернистские приёмы поэтики Хемингуэя. Другим учителем писателя можно назвать Эзру Паунда — американского поэта-эмигранта. А знакомство с французскими художниками повлияло на формирование изобразительности поэтики Хемингуэя — его умения показывать, а не рассказывать.
Хемингуэй любил русских классиков, и тут нельзя не вспомнить о Чехове: лаконичность, репрезентация реальности через действие, а не через описание свойственны и чеховской прозе. Поэтому можно предположить, что и он повлиял на Хемингуэя.
— Можно ли сказать, что вся жизнь писателя была в какой-то мере подчинена литературе? Или, наоборот, он просто смог увековечить свою уникальную жизнь в романах?
— Диалектика биографического и художественного — это всегда очень сложно. Могу сказать, что Хемингуэй занимался авторским мифотворчеством — созданием мифа о себе. И это очень важная часть американской писательской традиции.
Потому что во многих произведениях автора — «И восходит солнце» («Фиеста»), «Прощай оружие!», «По ком звонит колокол» — главные герои являются разными экспликациями его «я». Это, как мне кажется, очень интересно, его биография рассеяна по всем его произведениям.
— Почему именно повесть «Старик и море» получила Нобелевскую премию?
— Эта повесть носит притчевый характер и представляет собой изображение пограничного состояния человека, который принимает всю сложность бытия и продолжает свой путь. Очень символичны слова американского писателя Уильяма Фолкнера об этом произведении. Фолкнер считал, что в повести «Старик и море» Хемингуэй наконец-то познал Бога. Отметим и прекрасный язык, которым написано это произведение.
— Хемингуэй был близок с Фиделем Кастро, Эрнесто Че Геварой, много лет провёл на Кубе. Как он пришёл к социалистическим взглядам? И как оценивал СССР, где так и не побывал? Насколько такие взгляды были распространены в те годы в среде американской творческой интеллигенции?
— В целом воззрения Хемингуэя были достаточно типичны для американской творческой интеллигенции того периода. Писатель испытывал симпатии к СССР и состоял в личной переписке с поэтом Константином Симоновым. Ему импонировали социализм и коммунизм. Хемингуэй сочувствовал кубинской революции, африканским коммунистам, и он был в этом не одинок. Но популярность социалистических идей была прервана политикой маккартизма. Эта политика, «поиск ведьм» в американском обществе, сыграла негативную роль в судьбе Хемингуэя, который под конец жизни считал, что стал объектом слежки ФБР. И это было правдой.
Возможно, эти опасения стали одним из факторов, которые привели его к печальному финалу…
— Какое влияние Хемингуэй оказал на мировую литературу, культуру в целом?
— Он оказал большое влияние на писателей, таких как Жан-Поль Сартр и Альбер Камю. Они тоже показывали человека, который оказался перед лицом абсурда и пытается его как-то осмыслить или преодолеть. Также он стал литературным ориентиром для Джерома Сэлинджера — его рассказ «Хорошо ловится рыбка-бананка» имеет явные параллели с рассказом Хемингуэя «Кошка под дождём».
Советские литераторы тоже находились под сильным влиянием Хемингуэя. Важно упомянуть писателей Юрия Бондарева, Василя Быкова и Василия Аксёнова.
Влияние Эрнеста Хемингуэя, певца человеческого мужества, – неоспоримо.
Текст отредактирован публикатором.
Полный текст:
Другие статьи в литературном дневнике: