Террористы грабят Арабский Мир

Николай Сологубовский: литературный дневник

Национальный музей Судана в Хартуме уничтожен: об этом стало известно после того, как суданская армия отбила столицу у боевиков военизированных «Сил оперативной поддержки» (RSF).


Пустые залы, груды щебня, разбитые артефакты... На прилегающей территории, где стояли статуи, - могилы. Еще осенью ходили слухи, что отсюда в Южный Судан вывезли несколько грузовиков с древностями. Первые видео ясно показывают: прекрасного музея больше нет.


Монументальная скульптура и некоторые другие вещи еще остались. В подвале были запасники, их на этих видео нет. Но замки там чисто символические... Будет чудо, если нижние помещения уцелели. Любая война - это кровь, подлость и слезы, а еще неизлечимые шрамы на душах выживших и на культуре,


- грустно говорит автор тг-канала «Археологи у пирамид», сотрудник Института востоковедения РАН Максим Лебедев.


Хартум - не единственная жертва. Только за первую четверть XXI века человечество лишилось огромной части культурного и исторического наследия. Что-то уничтожено, что-то разворовано и продано на черном рынке. Отсчет хроники вандализма начался в 2001-м году, когда в Афганистане в комплексе буддийских монастырей Бамианской долины взорвали две статуи Будды VI в. н.э.


Не менее печальная участь постигла древнейшие города Ашшур, Нимруд и Хатр (Эль-Хадр) в Ираке. Нимруд, заложенный в XIII веке до н.э. как город Калах и ставший столицей Ассирийского государства, и вовсе сравняли с землей бульдозерами, а из местного исторического музея украли 200 тыс. артефактов.


В ходе военных конфликтов пострадали или были уничтожены памятники истории и культуры в Ливии, Сирии, Йемене, Египте и многих других странах. Пакт Рериха («Знамя мира») от 1935 года, Конвенция, защищающая культурное наследие и подписанная по инициативе ЮНЕСКО 108 странами, спецпротокол ООН, предусматривающий возвращение после окончания военных действий захваченных или перемещенных артефактов, прочие локальные и международные нормативные акты... Ничто не может спасти наше прошлое от вандализма.



Страдают музеи, страдает недвижимое наследие, как, например, древние города Пальмира, Басра, Вавилон. Отношение к культурному наследию в конфликтное время катастрофически ухудшается. Перестают действовать любые нормы и законы, и сегодня у нас нет никаких механизмов защиты объектов культуры,


- констатирует директор Центра спасательной археологии Института истории материальной культуры РАН Наталья Соловьева.


Центр создает цифровые двойники исторических памятников.



Они как цифровая медицинская карта объекта. Оригинал всегда лучше 3D-модели. Но цифровая модель более информативная, чем фотография или чертеж, по ней можно образовывать, рассказывать об истории, совершать виртуальные прогулки,


- рассказывает Наталья Соловьева.


Российским ученым удалось создать цифровой двойник Пальмиры, полностью разрушенной боевиками ИГИЛ* в 2015-м. После падения режима Башара Асада ряд западных СМИ начал писать о том, что Триумфальную арку Пальмиры взорвали не игиловцы, а армия Асада при поддержке российских ВКС.



Но на фотографиях, выложенных боевиками 4 октября 2015-го, виден процесс уничтожения Пальмиры. В 2016-м мы сделали цифровой документ, который невозможно подделать. При расчистке завалов Пальмиры мы не обнаружили воронок от авиабомб и нашли место закладки заряда, сделали все анализы, которые показали, что даже структура камня изменилась от очень высокой температуры. При помощи специалистов виртуально смоделировали взрыв. Разлет блоков нашей виртуальной модели на 100% совпал с разлетом при взрыве реальной арки,


- замечает археолог.


В ближайших планах Центра - создание цифровых двойников исторических памятников, разрушенных в Курской области.


Разрушение наследия - это стирание памяти, культурного кода. Все, что было создано человечеством, принадлежит каждому из нас. И мы остаемся людьми только в случае, если проявляем заботу о созданном нашими предками и пытаемся передать это потомкам,


- подчеркивает Наталья Соловьева.


*Запрещено в РФ как террористическая организация. https://t.me/Opalennye_vojnoj/4941



Другие статьи в литературном дневнике: