Памятка писателям Проза. ру. Романов К. А.
http://proza.ru/2023/04/19/1605
Романов Кирилл Андреевич
Точнее, это не для писателей (настоящих писателей здесь почти ноль, и они безусловно разберутся без меня), а для начинающих. Если вы ранимы, если вам язык не даётся, если вы не хотите его изучать, если вам за 50 и вы тут сидите просто изливать душу, если вы любите искать отговорки, если вы из РСП, то можете дальше не читать, потому что вам это НЕ НУЖНО. Пишите как можете. Для всех остальных — добро пожаловать.
1) Никогда не начинайте предложение с деепричастия. Ну ладно, один раз можете, но не больше. Ну ладно, два раза.
2) Изучите варианты выделения причастных и деепричастных оборотов. Поверьте, запятые вам пригодятся. И дело не только в оборотах.
3) Не повторяйте слова в трёх и более предложениях подряд. Особенно это относится к «был», «который», «это». Список можете продолжить дальше.
4) Атрибутивные глаголы очень важны в диалогах. Вам придётся ознакомиться с правилами их написания. Также, если диалог не слишком длинный, незачем украшать каждую реплику персонажа, достаточно в первых двух, чтобы читателю было понятно. Ежели нить теряется, добавляйте атрибутивы снова. Не знаете что написать? Напишите «сказал».
5) Диалог не может быть сплошным. Герои всегда вертятся, думают о чём-то, ковыряют землю ботинками, находят интересные вещи, в общем, ВОТ ТАК на половину А4 делать не надо:
— О, привет! Давно тебя не видел!
— Привет-привет! Да, я был занят.
— Ну понятно. Как Маша? Как жена?
— Да ничего, путём, у тебя как?
— Спасибо, работаю. Привыкши ходить через улицу Большую Садовую, мне теперь совсем не нравится обходить по другой улице, бесконечно огибая незаселённый ни одной зверушкой парк. Ах, как было бы здорово наблюдать пушистых белочек, мчащихся по толстым кронам деревьев!
— Ну и придумщик же ты, мой прекрасный юный друг детства!
6) Предыдущий диалог ещё прекрасен и тем, что он бестолковый. И обратите внимание на две последние реплики. Никто в здравом (да вообще никто) так не разговаривает. А если так никто не разговаривает, то удаляйте, если вы написали похоже.
7) Абзац нужен для структурирования текста. Если сама идея закончилась, и тут вы хотите перейти к следующей сцене, то абзац завершайте. Просто так ляпать не надо: ни для читателей, которым (якобы) удобно так читать с телефона, ни для себя.
8) Когда вы используете сленг, то выделять кавычками НЕ НУЖНО. Например, если вы используете слово коммуналка, ТО И ПИШИТЕ ТАК. Про кавычки всё доступно в интернете. Читайте.
9) В произведении должна быть ПРОБЛЕМА. Кто-то похитил жену главного героя? Значит, пусть ГГ найдёт её и выбьет зубы всем злодеям. Главный герой потерял в заливе ценные часы? Значит, ГГ отправится на поиски этих часов. Получается, если у вас просто бабульки сидят и болтают на скамейке, а смысла в этом разговоре нет, нет катарсиса или ещё чего, смело удаляйте ваш файл и пишите заново.
10) Текст произведения необходимо вычитывать. Так вы истребите все возможные ошибки. И вычитывать нужно десятки раз. Написали повесть? Ну и пусть что большая, перечитайте. Возьмите за привычку перечитывать 33 раза, этого достаточно, потому что совершенства добиться невозможно.
11) Никогда не выкладывайте ваше произведение сразу после написания. Ему нужно отлежаться хотя бы две недели. Лучше месяц. А потом приступайте к пункту 10.
12) Не пишите про собаку Шарика или кошку Маньку, которых главный герой нашёл, откормил и вылечил, а потом они жили долго и счастливо. Сами-то понимаете зачем вы это пишете? Что вы хотите донести до читателя? И уж поверьте, до читателя нужно что-то донести.
13) Никогда, пожалуйста, никогда не описывайте героя через зеркало. «Я подошла к зеркалу и увидела прекрасные каштановые волосы, тонкую шею и изящные плечи…». Тьфу. Друзья мои, это не просто клише, это похабщина.
14) Любителям смотреть новости по телевизору посвящается. Послушайте как говорят политики. И никогда за ними не повторяйте. Они бухают свои слова только чтобы занять время. Вам так делать не стоит.
15) Насчёт клише. Открывайте браузер и ищите их в поисковой строке. Нашли? Запомните и никогда их не применяйте.
16) Ознакомьтесь с парцелляцией. Перестаньте использовать этот приём бездумно! Это не очень трудно. Просто. Знаете. Слишком просто. Знаете. Даже слишком. Просто.
17) Закройте глаза. Представьте вашего близкого друга, супруга или жену. Какие они? У кого-то волосы из носа торчат, у кого-то глаза широко посажены, у кого-то родимое пятно, кривые ноги. Понимаете? Не бывает совершенных людей. Но в рассказах, повестях, романах… постоянно встречается условный Павел, а у него шесть кубиков пресса, невероятная шевелюра, он высокий, он разбирается в винах, руководит транснациональной корпорацией, ездит на роскошном автомобиле, а ещё ему 22 года. Конечно, я приукрасил. Но смысл вы поняли.
18) НЕ и НИ. Прошу, ну просто умоляю вас, разберитесь в правилах написания этих штуковин.
19) Перейдём к невообразимым вещам. К примеру, у вас повесть про космос. Какой шанс найти планету, у которой сутки тоже 24 часа, та же гравитация, те же растения и животные? Вероятность стремится к нулю. Далее. Девушка подходит к парню сзади и целует волосы на его макушке. Вы часто ВОЛОСЫ целуете? Ещё. Старик заходит в православный храм и говорит: «Здравствуйте, святой отец!». Какой святой отец? Нет у православных такого обращения к батюшке. Это всё потому, что вы не читаете книги. К чему это я… К тому, что есть бредятина и есть абсурд. Если вы пишете что-то абсурдное, то я жму вам руку, а если бред — удаляйте. От бреда можно избавиться. Делитесь вашими текстами с людьми, которые понимают в литературе хоть немножко. И да, Донцова — это не литература.
20) Читайте. И читайте не меньше 12 книг в год. За один месяц любой человек справится с таким заданием. Читайте Диккенса, читайте Чехова, читайте Булгакова, Лондона и вообще кого угодно из классиков. Современные писатели почти все бедны на слово. У них не получится научиться многому.
21) Избегайте излишнего описания природы. А если и пишете, то пишите кратко, если действительно нужно. Заполнять половину текста трелями, пением цикад, речкой НЕ НУЖНО. Почему? Потому что до вас это сделали многие поколения таких же писателей. Нынешнему читателю совсем не интересно об этом читать. Не верите? Спросите у авторитетного редактора.
22) Эпиграфы используют только известные писатели. Пока вы им не стали, помните, что это моветон. За такое в подворотне и спросить могут.
23) Когда что-то пишете, помните про время и место. В прошлом веке не употребляли новомодные словечки, а в нынешнее время редко кто выражается олдскульными фразами.
24) Пишите либо все названия латиницей, либо все русским языком. Не надо в одном предложении писать BMW, а в следующем БМВ.
25) Если место действия — колхоз, совхоз, всякое такое, то будьте уверены, вас будут читать только те, кто помнит это (бывают исключения в виде хороших рассказов). Если вы пишете только про такие узкие вещи, то вы не только не научитесь писать, вы ещё и деградировать станете. Действительно стоящие идеи не относятся к конкретным временным рамкам, действительно стоящие идеи (и грамотно выведенные текстом) поймёт даже человек, который никогда не был в том промежутке времени. Скотный двор будут читать и через двести лет, потому что история вечна. Зорька с Петрухой за деревянным столом общежития, где они выясняют какую колбасу им лучше купить, нафиг никому не нужны.
26) Не стоит жахать по пять прилагательных в коротком предложении. Вот пример: «Я шла по мокрому чёрному асфальту, наблюдала за чистыми и яркими витринами старых магазинов, где стояли и ждали своих клиентов пухлые женщины с красными, синими и зелёными серёжками в их ушах». Нормальный человек просто закроет ваше произведение и дальше читать не будет. Пишите кратко и понятно.
27) Кстати! В рассказе не должно быть лишних деталей. Если Ваня положил на столешницу спелое красное яблоко, то оно должно участвовать и дальше. Его должны съесть, опрокинуть, оно должно участвовать и влиять на что-то. Рассказ — это почти роман, но без лишних деталей и в ограниченном временном и пространственном отрезке.
28) Не пишите о войне, если не были там.
29) Используйте карты гугл. Вы даже представить себе не можете в какие места вы можете отправить ваших персонажей. Пишите о чужих странах. Это нормально. Но перед этим читайте их историю и проверяйте факты.
30) Не участвуйте в литературных конкурсах. Или участвуйте, но не слишком часто. Большинство конкурсов судит жюри дилетантов, и зачастую выигрывать будет тот текст, в котором есть мат, пошлость, безграмотные предложения и сказочные феи, что решают все проблемы главного героя. Вы почти ничему не научитесь на этих конкурсах, и больше будете переживать из-за вашего места.
31) Литература — это всегда мука. Всегда страдание и боль. Жертва. Если ваш мозг не напрягается во время написания, то вы либо гений, либо графоман.
32) Не пытайтесь пародировать великих писателей прошлого. Не получится.
33) Если у вас фэнтези, фантастика и всё такое, а тут один из героев говорит: «О, чёрт!», как вы считаете, это нормально? Черта без Бога не бывает.
34) В России ежегодно пишут книги 150 000 тысяч человек. Или около того. Сколько из них издаются? Правильно. Единицы. Такова жизнь. Вероятно, ваше произведение никогда не окажется на книжной полке. Но если в вас есть стержень, если он у вас из адамантия, если вы не бросите писать даже перед страхом пули в голове, то не бросайте любимое дело. Теперь у вас появился шанс.
35) Ищите людей для рецензий. Без критики вы не станете писателем.
36) Следующее правило очень простое. «-тся» и «-ться». Пример:
• «Антонина боится чупакабры под её кроватью». Антонина что делаеТ? Боится. Мягкий знак не нужен.
• «Пахомий не может справиться с работой депутата, потому что спит на заседаниях». Пахомий не может что сделаТЬ? Справиться. Мягкий знак нужен.
37) Обращение на Вы с большой буквы принято писать при личной и деловой переписке. А в художественном произведении НЕ принято.
38) Есть разница между «пишете» и «пишите». Пример:
• «Дети, пишите сочинение быстрее, я не собираюсь тут с вами до ночи сидеть!». Учительница велит детям, приказывает. Даже ударение помогает — пишИте! Буква «и» на барабане!
• «Дети, вы пишете или в телефон играете?». Здесь учительница спрашивает, обычная мягкая ситуация (хотя для детей могут быть и последствия). Ударение — пИшете, и потому нужна буковка «е».
39) Вот с этой структурой — «необъяснимым образом» — будьте аккуратны. Когда у вас в произведении кто-то чудит, умирает, говорит что-то и всё это «необъяснимым образом», то я вот что вам скажу — это вы необъяснимым образом не знаете как обосновать действие того или иного персонажа. Чаще всего вы можете просто это не писать. А если и пишете — будьте аккуратны.
Наверное, на этом всё. Буду редактировать и добавлять, может. Сразу, на будущее — себя я писателем не считаю. И насчёт потенциального холивара — на необоснованную критику отвечать не стану. Оскорбительные комментарии и комментарии альтернативно одарённых удалю. А вот умный человек… Даже не так! Человек, который обладает критическим мышлением, он поймёт точно. Для этого я и настрочил столько всего. Всем желаю хорошего дня, продуктивного дня, много знаний и успехов в творчестве!
21.04.2023. Ух! Сколько голов взорвано этой памяткой, вы даже не представляете! А ведь даже сутки не прошли) И оскорбления были, и пустые наезды, и просто пишут всякую ересь! Эх, жалко мне людей таких. Ничего, наверное, в жизни не добились. А это страшно, правда.
22.04.2023. Приятно, что пишут понимающие люди, советуют правки. Конечно, я их добавляю.
Другие статьи в литературном дневнике: