Максимка.

Евгений Садков: литературный дневник

"БОГАТЫРЬ", ВИНТОВОЙ КОРВЕТ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА. (1859-1888).


из Российский государственный архив ВМФ


Аннотированный реестр описей фондов
(1696-1917)


"В это время в Тихом океане кроме небольших сил Сибирской флотилии находилась Тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала А.А. Попова. В состав эскадры входили корветы "Богатырь", "Новик", "Рында", "Калевала", "Посадник" и клипера "Абрек", "Гайдамак", "Наездник" и "Разбойник"." "Последний поход корвета или жертва неначавшейся войны" 1863 год


"В 1859–1863 гг. в Петербурге была построена серия корветов «Богатырь», «Витязь», «Варяг» и «Аскольд».


«Богатырь»
Винтовой корвет.
Заложен 13 апреля 1859 г., спущен на воду 6 сентября 1860 г. Строился на верфи Нового Адмиралтейства в Петербурге штабс-капитаном ККИ Н. Г. Коршиковым. Водоизмещение 2155 т, мощность машины 360 л. с, экипаж 320 человек; вооружение: 17 орудий.
В 1862-1863 г. совершил переход на Дальний Восток, в составе отряда кораблей под командованием контр-адмирала А. А. Попова; в 1863-1864 г. посетил американский порт Сан-Франциско с дружественным визитом, затем вернулся в Кронштадт.
В 1871-1872 г. в составе отряда кораблей под командованием вице-адмирала К. Н. Посьета во время перехода из Кронштадта во Владивосток сопровождал фрегат «Светлана», на борту которого путешествовал Великий князь Алексей Александрович.
Исключен из списков флота 12 марта 1888 г.


ПОПОВ Андрей Александрович (1821-1898)


«Богатырь». 17 пушек. Длина 67,6 м. Ширина 12,1 м. Осадка 5,8 м. Водоизмещение 2155т. Машина мощностью 360 номинальных л. с., изготовлена на заводе Берда в С.-Петербурге. 1 винт. Скорость под парусами 13—14 уз., под парами — 10,5 уз.
Заложен 13 апреля 1859 г. в Новом адмиралтействе в Петербурге, спущен 6 сентября 1860 г. Тимберован в 1870 г. 14 февраля 1887 г. сдан Кронштадтскому порту. Высочайшим повелением от 12 марта 1888 г. корвет «Богатырь», служивший к тому времени блокшивом, был исключен из списков судов флота. Тем не менее блокшив № 7 продан на слом лишь в 1901 — 1902 гг.
Первоначальное вооружение: 1— 60-фн пушка № 1, 16—60-фн пушек № 2. На 1871 —1877 гг.: 8—5,9-дм германских нарезных и 4—4-фн нарезные пушки.


"Недавно в фондах Российского государственного архива военно-морского флота удалось найти новые интересные материалы о пребывании русских кораблей в Сан-Франциско. Эти сведения содержатся в официальных документах Морского министерства по организации и проведению «Американской экспедиции», в вахтенных журналах кораблей эскадры А.А. Попова. Кроме того, любопытные факты обнаружились в дневниках одного из участников экспедиции — гардемарина С.О. Макарова, будущего знаменитого флотоводца и ученого, находившегося в то время на корвете «Богатырь».


Судьбе было угодно распорядиться так, что уже вскоре после прибытия русских моряков в Сан-Франциско дружеские чувства их к населению города с успехом выдержали суровый экзамен.


В ночь на 11 октября в городе начался страшный пожар, по своим масштабам и последствиям не имевший аналогов в истории Сан-Франциско. Командир эскадры адмирал А.А. Попов сразу же принял решение об оказании помощи населению города в борьбе с разбушевавшейся стихией. Об этом свидетельствуют лаконичные, но весьма конкретные записи, сделанные в вахтенных журналах русских кораблей, стоявших на рейде Сан-Франциско. Так, в вахтенном журнале флагманского корабля — корвета «Богатырь» — была сделана следующая запись: «В 1 час 30 мин. первые 3 пожарных дивизиона были отправлены на берег под начальством капитана 2-го ранга П.А. Чебышева для тушения пожара».


В журнале клипера «Гайдамак» в этот же час появилась запись о том, что «Послали всю первую вахту на берег тушить пожар».


Один из американских журналистов Альберт Вилан, бывший очевидцем этого события, писал в местной газете о том, что помощь со стороны русских моряков пришла вовремя, когда местные пожарные уже выбивались из сил и возникало ощущение того, что «битва с огнем будет проиграна...» И в это время к берегу начали подходить «лодка за лодкой с русскими моряками и офицерами». Они «заняли места усталых пожарных, долго и тяжело работали с помпами и победили пожар», — отмечала газета.


Интересные подробности о борьбе русских моряков с пожаром содержатся в дневнике С.О. Макарова. Он записал, что в ночь с 10 на 11 октября в экипаже корвета был объявлен аврал, «на палубе все бегали с топорами, лопатами, ломами и веревками... прозвучала команда адмирала (А.А. Попова. — B.C.) — "на шлюпки"». Далее молодой моряк писал о своих впечатлениях непосредственно с места происшествия: «...наши кидались работать почти в огонь... матросы подавали воду даже, где было опасно для жизни... в 4 часа утра пожар был так мал, что нашей помощи уже не требовалось».


Уже на другой день, 12 октября, городские власти и представители американского морского командования нанесли визит на корвет «Богатырь» и выразили глубокую благодарность начальнику эскадры А.А. Попову за помощь, оказанную городу.


Позднее, в начале ноября 1863 года Городской совет Сан-Франциско подготовил и вручил адмиралу А.А. Попову благодарственный адрес, который как бы подводил итог драматическому событию.


О благородном и смелом поступке моряков управляющий Морским министерством генерал-адъютант Н. К, Краббе 20 января 1864 года доложил императору Александру II. В своем докладе он, в частности, отметил, что «по приказанию контр-адмирала Попова была отправлена на берег команда, усилия которой много содействовали к прекращению огня». Любопытно, что императору во время доклада был представлен и сам адрес, полученный А.А. Поповым от властей Сан-Франциско.


Вахтенные журналы донесли до нас и другие интересные сведения о пребывании русской эскадры в Сан-Франциско. Однако рамки и задачи настоящей статьи позволяют вкратце упомянуть еще только о нескольких фактах. Так, 10 февраля 1864 года экипажи русских кораблей приняли участие в праздновании дня рождения президента США Джорджа Вашингтона, причем корабельной артиллерией был дан салют в 21 выстрел.


В свою очередь, американцы во время празднования восшествия на престол императора Александра II 19февраля 1864 года салютовали из пушек крепости Алыкатрас также 21 выстрелом.


Во время стоянки эскадры А.А. Попова на рейде Сан-Франциско произошло и несколько печальных событий. Так, в октябре—ноябре 1863 года от болезней скончались три члена экипажей русских кораблей. Это были матрос с клипера «Абрек» И.Силюкас, матрос 1-й статьи с корвета «Богатырь» А.Т рапезников и музыкант с того же корабля К. Корт. Они были с отданием соответствующих воинских почестей похоронены на военном кладбище Марского острова. Прах этих российских моряков и поныне покоится в земле Калифорнии, и их могилы являются памятником, символизирующим глубокие исторические связи двух стран.


Русские корабли были отозваны своим правительством только тогда, когда уже вполне обозначилась полная победа Северных Штатов над конфедератами и отпала всякая вероятность вмешательства Англии в Гражданскую войну.


Многочисленные представители населения вышли на берег Сан-Франциско проводить русскую эскадру. При выходе из Золотых Ворот на всех русских кораблях был поднят американский флаг и произведен пушечный салют из 23 выстрелов."


"1 октября 1863 года контр-адмирал А. А. Попов появился в Сан-Франциско."


"Приход русских кораблей оказался своевременным.


Уже в начале лета в канадском порту Эскмольт появилась английская эскадра из пяти кораблей, в том числе двух фрегатов. Англичане открыто демонстрировали готовность поддержать конфедератов (южан).


На тихоокеанском же театре сколько-нибудь сильных военно-морских сил у северян вообще не было — единственный броненосец погиб незадолго до этого. Южане же проявляли активность.


В виду угрозы нападения фрегатов южан «Алабама» (CSS Alabama) и «Самтер» (CSS Sumter) на Сан-Франциско контр-адмирал Попов отдал приказ, содержащий, кроме всего, следующие строки:


В случае появления в порту какого-либо корсара, снаряженного возмутившимися штатами, старший из присутствующих в порту командиров делает сигнал прочим судам «приготовиться к бою и развести пары». Если же ворвавшийся в порт корсар прямо начнет неприятельские действия, то старший из командиров тотчас должен дать сигнал прочим судам «сняться с якоря по способности» и возмутителя общественного спокойствия атаковать.


Наличие русских военных кораблей сдерживало флот южан от активных действий в их присутствии.


За девять месяцев корабли русских эскадр посетили многие американские порты, крейсировали в водах Карибского моря и Мексиканского залива, заходили на Кубу и в Гондурас, на Ямайку и Бермудские острова, в Гонолулу и Ситку.


Общественное мнение северных штатов приветствовало присутствие русских военных кораблей в их портах."






Другие статьи в литературном дневнике: