***

Евгений Садков: литературный дневник

з воспоминаний Василия Морозова – того самого ученика Яснополянской школы, что путешествовал с Толстым: «Из Самары опять пришлось ехать на лошадях 130 вёрст… Ну, слава богу, приехали на место! Это была степь – ни одной деревни не было видно, ни лесочков, ни кустиков, только видны неустроенные какие-то войлочные кибитки. Мы остановились у одной из них. Здесь нам была квартира – ночёвка, снятая у башкирина-муллы.
; Кибитка наша была не тесная – четверым нам было просторно. Вскоре нам принесли два больших старых ковра и ещё какой-то войлок. Ковры были постелены на земляном полу, а войлок был принесён для постели Льва Николаевича. В кибитке стало опрятно, как внутри, так и снаружи.
; Кибитка была большая, с целую избу, кругообразная, построена на каких-то колышках и перекладинах, покрыта и обтянута довольно свежим войлоком. Наша кибитка стояла в числе многих других, расположенных в двух рядах друг против друга по берегу речки Каралык.
; Вот незаметно прошло две недели с нашего приезда к башкирам. Нам показалось у них весело, мы скоро привыкли к башкирам и они к нам. В особенности полюбили все башкиры Льва Николаевича – от старого до малого. Он способный, с кем как обойтись: с некоторыми стариками беседовал серьёзно о вере, боге, аллахе, с некоторыми шутил до смеха, а с некоторыми проводил все башкирские игры, и во всём он участвовал. И всякий его любил"


Татьяна Цой.


"Спасибо, прочитала. Насчёт таблички, скорее всего останавливался Толстой у башкир на берегах Каралыка, в близлежащих сёлах как у в областном центре бывал встречала какие то упоминания в истории Большой Глушицы, но как я понимаю самой кумысолечебницы не сохранилось, как и вряд-ли найдется точное указание где именно по Каралыку она находилась, возможно в башкирских сёлах - Таш-Кустяново, Муратшино знают больше о пребывании Льва Толстова в наших краях, но я в эту тему сильно углублялась, так как больше интересовала история именно своих корней. Кто знает, может когда-нибудь и эта тема меня заинтересует"


"По своим селам где предки жили, про Толстого не слышала (Каралык, Морша), Чапаев был, останавливался в домах Моршан, Петька который с Чапаевым был - наш местный с Морши Петр Чеков, даже могилы членов его семьи видела на кладбище, а вот про Толстого таких фактов не слышала"



Другие статьи в литературном дневнике: