Не отступить, но заслониться. Рецензия к пьесе Л.

Светлана Янонис: литературный дневник

Берёмся ли мы доказывать аксиому или боремся за аксиому. Драматическое всегда проникает сквозь обыденность, тревожа оболочку и пелену. Запелёнутые в плен движения чувства, когда одно руководит другим – или плен чувством, или чувство пленом.


Конфликт в пластике драмы открыт, понятен – это путь чувств, потребность знать и совершенствоваться, потребность заботиться и расточать, возлюбив.
Герои – бильярдные шары, они одного цвета с главным героем – Белый Шар – похожесть внешнего и перенос на мир людей. Эта символичность предлагает каждому высшее любви – опору полукруга, основание полушара. Все участники белого цвета равны, и каждое "Я" иной мироток среды упований. Готовы ли мы к показам, к мастер-классам? Кто исполняет, а кто и сам мастер, а вот по близости и заказчик.


Сюжет всегда направлен на ощупывание массы, "Я" собственным конфликтом ощупывает массу, "Я- высказывание" не умолкает. В шуме сталкивающихся шаров и сломленных киев, "Я" Белого Шара ищет опору в Красном, притянутость белого и красного согласовано с символикой цветового спектра, предыдущий стремится к последующему, красный к оранжевому, и так далее до воплощения в белый. Героиня "Красный Шар" готова наполнить Белый, но понимает ли Белый суть конфликта, или прокладывает путь к пониманию. Могут ли они быть на равных? И нужно ли это? Равенство – это уже не конфликт. И музыка тогда не вечна? И любовь? И доказывать их вечность станет напрасным старанием. Музыка и любовь переходят через время и пространство. Доказательства в этом случае не старания, а потребности духовного.


Столкновения Шаров это уточнение совершенных миров, микромиров каждого отдельно. По каждому бъёт Кий, и ударов в бильярде множество. Но техничность не совершенствует чувства, и роение шаров разъединяет и сталкивает одновременно. Символ совмещения – один игровой стол, треугольник, бильярдные шары, кий и центральная пара главных героев: Он Белый Шар – Она Красный, их готовность поставить знак равенства на различии и противостоянии остальных шаров, их продолжающийся танец являет ответность и встречную готовность к единению, поиск равенства между жизнью и игрой, стремление к полному объёму владычества.


Герои пластической драмы " Бильярд" утратили миролюбие, их нрав сдерживает рамка треугольника, как известно, самая устойчивая фигура именно треугольник, состав мира пьесы тоже "треуголен" –
Он – Она – Рой, подумаем о смирении вообще, и о смирении сторон в драматичном мире наших героев, о миролюбии, которое исходит от Красной. И удивительно – остальные герои страстно стремятся к ней, к несущей мироток покоя, уж не для неё ли битва, не за её ли животворное внимание сражение. Шары бросаются в схватку, непобедима одна Она!


Жёсткость без жестокости, сукно стола и камень шара, бесшумность и грохот, мир ищет полярную точку, но кроме того, что каждая точка не только проецируется, но и превращается в многоточие. Жестокое многоточие жёстких фигур. Человеческий фактор может стать тромбом и оторваться.


Авторский выбор жанра – пластическая драма – определяет ведущую характеристику настроения пьесы, пластика существа и преодоления!



С. Никулина.
18 Ноябрь 23



Другие статьи в литературном дневнике: