***Тщеславие всегда злоупотребляет пространством человеческого общения для того, чтобы добиться в нем "успеха", "влияния" и "славы", всей этой лестной видимости, - и не думает о том, что "успех" есть почти всегда успех у толпы, а у толпы мало духа и еще меньше вкуса. А "влияние"... Как часто оно состоит в том, что "влияющий" прислуживается к людям, гнется во все стороны, чтобы угодить своим влияемым, и кончает тем, что сам оказывается безличным орудием чужих интересов. А "слава" прельщает только тех, кто никогда не заглядывал за ее кулисы и не догадался еще, что она составляет нередко монополию профессиональных "славоделателей". Вот почему человек, приобщившийся истинному смирению, встречает каждый свой успех желанием проверить - не покривил ли он в чем-нибудь душой для угождения толпе; и на всякое свое "влияние", как только оно обнаруживается, - он отвечает повышением чувства ответственности и юмором: юмором - чтобы не впасть в тщеславие и не поверить лести; чувством ответственности - ибо ему необходима уверенность, что он вложил в свои дела свое лучшее. А "славу" свою он встречает с тревогою, - ибо незаслуженная слава есть ложь, а заслуженная слава должна быть еще проверена смертью прославившегося... Ибо человеческий приговор - суетен; а Божий приговор произносится лишь по смерти. Итак, тщеславие борется за призрачное, и смирение вводит в царство реальности. © Copyright: Татьяна Алейникова, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике: |