***

Татьяна Алейникова: литературный дневник


Из дневника Нины Бялосинской
5 декабря 1958, пятница


Конечно, я прозевала бригады коммунистического труда, вернее — день их рождения. Я много думала всегда о коммунизме. Может быть, даже больше, чем это нужно для жизни. А вот начало прозевала. Я много работала в те дни на семинаре агитбригад. Днем работала с участниками семинара. Ночью работала с их рукописями. Газеты читать было некогда.


Как-то мама сказала мне, что звонила Ганна и странно разговаривала. Было видно, что это больной человек. В частности, она сказала: «Я счастлива! Вы слышали — по радио говорят, что у нас уже коммунизм». Я думала, что такое впечатление на нее произвели тезисы семилетки. Но вечером в «Магистрали» Григорий Михайлович заговорил об этом как об общеизвестном, не о Ганне, конечно, а о бригадах. И Любцов81 прочел об этом стихи. Я как-то сразу поняла, в чем дело. И мне показалось, что я это все давно уже знаю. То было 24 ноября, понедельник. Удивительно здорово, что все это придумали именно ребята с Сортировки. С той Сортировки, где был первый коммунистический субботник. Это, конечно, неслучайно, и надо разобраться в точности, почему.


Я сразу подумала, что теперь-то у коммунизма есть адрес, и что это — стихи. В тот вечер читали новые стихи. И мне было страшно неприятно, что у меня еще нет стихов про это. К счастью, я только что, в пятницу, написала «Ночь перед парадом». А это все же стихи о коммунизме. Если бы у меня были только те три стихотворения о любви, что я прежде планировала к этому занятию, я бы не стала читать.


В тот вечер Гриша говорил о поэтике, присущей каждому данному стихотворению, и это показалось связанным. Что-то произошло очень важное. Я все думала, что инициатор комсомол Сортировки, сейчас же после 40-летия ВЛКСМ и накануне 40-летия первого коммунистического субботника. И все думала: «Теперь есть адрес коммунизма — метро «Сталинская»82 , трамвай такой-то». <...>
Журнал "Знамя", №8 2018


Спустя 15 лет после описываемых событий довелось изучать работу бригад, названных несколько скромнее, "За коммунистическое отношение к труду". Все понимали уже, что это ритуальные названия, что от этого движения, как и от остальных, осталась только статистика. А вот милая, восторженная поэтесса отнеслась к этому более чем серьёзно, даже адрес коммунизма определила. Неужели можно настолько одурачить пропагандой вроде бы мыслящих людей. Впрочем, изучая газеты 30 -х годов встретила скромную заметку об отдельных "несознательных товарищах", назвавших начинавшееся в те годы соревнование словом, которое неловко называть. Им спустя годы это припомнили. А Нина Бялосинская благополучно прожила жизнь, вот только из партии вышла осенью 90 -го. Интересно, долго пришлось сожалеть, что пропустила рождение коммунизма. Не напоминает ли это наши дни и восторженных приверженцев "нового мира"?



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 24.08.2018. ***