Проклятое дитяДослушиваю «Гарри Поттера и проклятое дитя». Отчего эта эпопея вызывает такой живой и восторженный интерес у кучи продвинутых в литературе дяденек и тётенек. Говорит ли это о глубине сего творения или, может быть, о сегодняшнем состоянии и положении литературы? А может, и искусства вообще? Ведь это чистой воды постмодернизм, ничего нового там нет. Никакого двойного-тройного дна, сказка вполне себе откровенно морализаторская и догматичная. Подумаешь, Северус Снейп – двойной агент, угрюмый и неприятный снаружи, но ранимый, любящий и героический на поверку, - экие психологические бездны! Да можно ли это сравнить по глубине смысла с той же «Мерри Поппинс» или с миром муммитроллей, или с «Малышом и Карлсоном», или с «Винни-Пухом»? Ну да, сделала Роулинг качественно, привлекла и Диккенса, и Бронтё, и массу других, но она со своим Гарри не стоит на плечах у этих гигантов, чтобы заглянуть ещё дальше, как Ньютон, а прячется за ними, как стопроцентный постмодернист. В отличие, например, от Достоевского, который тоже был под сильнейшим влиянием Диккенса, Бронтё и компании. Конечно, историю мощно продвинула успешная экранизация. Успешная с коммерческой точки зрения, с художественной – разве что до «Кубка огня», где, например, здоровенный оболтус Рон, на вид лет девятнадцати, жалуется Гарри, что девчонка пристаёт к нему с поцелуями, и у него от них уже губы стёрлись, а за этой беседой юные дяди наслаждаются поеданием волшебных тянучек. Что касается последней пьесы, «Проклятого дитя», то мне кажется, что в ней сама Роулинг троллит читателя-зрителя, временами, по крайней мере. «Джинни обнимает Гарри. Следует долгая пауза, полная неизбывного горя.» Не могла же она это всерьёз? А может, и могла, - всемирная известность, возраст, мало ли что. Во всяком случае, все положительные герои стали мармеладными и в каждой второй сцене рассуждают о ценности семьи и как важно не просто любить детей, но и демонстрировать им свою любовь. Это, конечно, было и в книгах, но тут дозировка грубо нарушена. Да пьеса, по ходу, и не была принята поклонниками, даже без учёта чернокожести Гермионы. «Он трогает сына за плечо, и они, пусть самую чуточку, становятся ближе.» Ну-ка, артисты, - осталось только изобразить это на сцене!
© Copyright: Дмитрий Парамонов, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|