Местный Эко с концепцией

Дмитрий Парамонов: литературный дневник

Читая «Чагина» и слушая «Авиатора» с «Лавром», я успел независимо прийти к выводу, что Водолазкин – местный Умберто Эко. Чуть позже выяснилось, что это, увы, отнюдь не открытие, и сравнивали его с Эко сразу после выхода «Лавра» - в том числе, в переводах на Западе.


Сам он, надо думать, не очень-то с этим соглашается и, как все современные интеллектуальные авторы, не желает быть постмодернистом. А желает иметь собственную концепцию истории, и в этой концепции прогресс возможен только в индивидуальной истории человека, но не в общей истории человечества. Сумрачная концепция, вполне соответствующая времени и месту, и хорошо сочетается с любовью к Средневековью…


Кто только не любит Средневековье в последнее время! Начиная с Толкиена и бесчисленной армии толкиенистов.


…Водолазкин – не какая-нибудь Донцова, чувак умный, вдумчивый, доктор филологии и настоящий мастер (так можете Сталину и передать). Умеет поиграть с литературными стилями (не постмодернистской шутки ради, а для передачи своей исторической концепции). Ну, не Пелевин и не Петрушевская, это тоже да. И герои его, в сущности, - такие цельные и незамутнённые личности, что при продолжительном чтении начинает веять ветерком соцреализма из сорокинской «Соловьиной рощи», но при этом они хорошо образованны и в перерывах между чистой щемящей любовью - или, скорее, на её фоне - складно рассуждают о высоком.


Постмодернизм так не преодолеешь. Так ведь это не под силу и Пелевину с Петрушевской, и Пинчону с бедным Уоллесом. А вот в ряду современных русских постмодернистских текстов "Лавр" занимает своё непоследнее место по праву.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 20.11.2025. Местный Эко с концепцией