некоторые сведения по Чингизхану

Светлана Феттер: литературный дневник

Подданые Темуджина почитали его человеком необыкновенным,посланным им от Бога для прославления их царства.
Эта мысль еще более утвердилась в них после того, как к ним явился некий пророк, который объявил всему народу и войску татарскому, что Бог отдает Темуджину всю землю и повелевает ему называться впредь Чингизханом*...После такого объявления все народы татарские почитали за грех противиться повелению Божьему.


Покорив Азию, Чингизхан пошел на запад.


Бывают родословные битв. Русского воина победить было нельзя совершенно. Один наш воин, еще со времен татаро-монгол, легко справлялся с двадцатью противниками. Но в армии Чингисхана был потрясающий лук из девяти полос — страшное оружие на сто метров пробивало доспехи вместе с конем, а на двести шагов — наносило ему страшные увечья.


Когда наши шли в атаку на татаро-монгол, боевых столкновений вообще не было. Нас били с расстояния, как американцы, например, Саддама Хусейна раздолбили с воздуха. Единственный раз, когда русское войско вступило в бой, был полк Евпатия Коловрата под Рязанью. Кстати, после этого Батый задумался и сказал — с русскими не будем связываться, потому что они нас сократят так, что дальше некуда, пойдем лучше венгров бить. Пошли и разбили венгров под Закарпатьем.


По словам Чингисхана, которые хан вместе со своим наследством завещал сыновьям, есть два пути, ведущих к его духу. В переводе на русский язык они звучат так: "В широком море идите к переправе, в высоких горах направляйтесь к проходу". И вот, прочитав об этом в монгольском "Золотом сказании", наши современники упорно ищут могилу великого воителя…
Известно, что, например, родиной предков Чингисхана являлась Баргузинская котловина, которая представляла собой, по обычаям кочевников, место воссоединения с духами предков. "В широком море…" — а это может быть только озеро Байкал, единственной переправой является остров Ярки, протяженностью 14 километров, а "проход в высоких горах" есть единственная дорога с юга на север в горном ущелье, соединяющая Баргузинскую и Верхне-Ангарскую котловины.


И вот существует мнение, что посетив эти места, великий хан выбрал именно его — самое далекое и охраняемое место, народ о котором не знал и на протяжении нескольких лет после его смерти. За годы на месте могилы был построен подземный мавзолей.


После его завершения все рабы, строители, воины были уничтожены. Стоит отметить, что большая часть из них не являлись монголами. Сыновья Великого Хана и хранители великой тайны после погребения Чингисхана провели восемь обрядов погребения в разных местах, таким образом, не только запутав искателей истинной могилы повелителя монголов, но и облегчив народу возможность поклоняться его праху. На местах псевдозахоронений возвышались белые юрты и каменные курганы.


Число девять, сакральное для кочевников, наводит на мысль, что где-то есть и еще одно погребение, в то время как в сказании говорится о восьми белых юртах. О девятой, о той самой таинственной, издревне запрещалось упоминать. Григорий Потанин — русский путешественник, в 1884 году описал одну из таких "юрт", но за годы пролетевшей истории, стиравшей с лица земли даже великие города, от войлочных юрт практически ничего не осталось. Выдвигали свои предположения, основываясь на древних монгольских легендах, Л. Гумилев и С. Уолкер, но версии их и исследования были весьма скудны, таким же образом рассуждали и Э. Х. Даван — калмыцкий врач-эмигрант, а также бурятский ученый Ш. Р. Цыденжапов.
Являясь уникальным памятником природы, место захоронения Чингисхана скорее всего представляет собой фактически каменный мешок где-то на берегах Байкала, куда и на сегодняшний момент практически нет пути. Добраться до священного могильника можно только по воде, или по льду, на самолете или вездеходе через горы, а также через пробитый железнодорожный тоннель, протяженностью семь километров. Вот только потом еще надо будет знать, куда же именно идти!


Русские казаки — первопроходцы тех мест, основали в местах Верхней Ангары острог в 1647 году. На удивление путешественников в местах поселений оседлых племен не оказалось ни земледельцев, ни скотоводов, а на Западе северного побережья возведены шесть крепостей-городищ. Более 20-ти лет близ села Байкальское работают археологи Иркутского государственного университета.


В каменном веке и позднее эти места уже были освоены человеком. Тому свидетельство — различная домашняя утварь, остатки пастбищ и животных, места захоронений, оружие, орудия труда, изделия из камня и металлов. Скорее всего, по преданию, коренным населением этих мест были племена Эхиритов, коих "мать — трещина в земле, а отец — налим рыба". Есть Лударская пещера, известная в кругах ученых и исследователей, которая являлась местом поклонения матери-земле. Но вот почему коренное население покинуло эти пригодные для жизни земли до сих пор остается загадкой.


Мы можем лишь предположить, что с появлением священного захоронения, оседлое население было уничтожено или переселено в места близ южных берегов Байкала. Встречали казаки лишь охотников, эвенков и оленеводов. Большая часть названий тех мест переводится как "долина смерти", что выяснилось при составлении карты казаками с помощью местного населения. При внимательном рассмотрении очертания местных гор очень сильно напоминают тела мужчины и женщины, лежащих вместе.
Мужчина с властным большим носом назван не иначе, как "покойник". Женские черты как будто нарисованы природой нежнее. Древние люди не могли не заметить такого поразительного сходства и видели в естестве природных статуй образы древних духов, которым они поклонялись. Согласно древней легенде, когда великий хан сидел в той местности под исполинским деревом, он дал наказ похоронить его именно здесь.


Изображение перевернутой карты местности представляет собой как раз то самое дерево, корнями которого являются реки Верх, Ангара и Кичера, а кроной — южный берег Байкала. Существует также и вторая легенда о захоронении хана — она гласит, что здесь в болотах утонула повозка Великого Хана, которую и по сей день не могут вытащить.


Правда, единственным источником исследований и построения версий является сказание "Алтан Тобчи" или "Золотое сказание". Однако внимательный взгляд на местность в сочетании с изучением древних легенд позволяет выдвинуть некоторые предположения об обоснованности теории местонахождения могилы Чингисхана именно на Байкале, ведь этому есть множество реальных доказательств.


Прежде всего, несомненно, что озеро Байкал было таинственным сакральным местом древних монгольских народов, а там где духи, там вполне могут быть и могилы, которые они охраняют. А вот и факты, которые это предположение подтверждают:


1. Название озера присутствовало в названии титулов фактически всех монгольских императоров 13-14 вв.


2. В сказании "Алтан Тобчи" название озера упоминается слишком уж часто. Скорее всего в этом был какой-то тайный смысл.


3. Байкал как "Мон-Гол" (неиссякаемая река) является синонимичным названием целого народа.
К тому же именно здесь как раз и можно найти те места, о которых говорится в сказании. Более того, многое из этого уже найдено. Так, например, обнаружена символические гора Бурхан-Халдун и местность Великий шалаш (род), определена величайшая дорога в царство мертвых — ледяное озеро Байкал, обнаружено "одинокое дерево", под которым сидел в задумчивости великий хан и под которым он завещал себя похоронить, это изображение Байкала в перевернутом виде.


Кроме того, найдено "маленькое болотце", в котором застряла повозка с его телом — здесь в виде аллегории опять-таки присутствует Байкал. Ну, а "переправа в широком море" — остров Ярки и "горный проход" — древняя тропа из Баргузинский котловины в Верхнее-Ангарскую. И наконец, было обнаружено изображение Духа Байкала, это ныне гора Покойник, недалеко от села Верхняя Заимка, высотой до 2600 метров.





Другие статьи в литературном дневнике: