***

Светлана Феттер: литературный дневник

Наш чувашский - тюркский язык наши предки лет 1500 назад переняли от тюркоязычных скифов, придя сюда из Персии. Некоторые господа ученые считают, что персидские слова мы, тюрки, переняли мимоходом от персов. Я не согласна с такими выводами. Во-первых, эти слова - названия с\х орудий труда, названия продуктов с\х, названия одежды. Можно, конечно, согласиться с тем, что такие слова наши предки переняли от персов, возможно, даже, что до знакомства с персами наши предки ходили голышом. НО, СЛОВА РЕЛИГИОЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ, НАЗВАНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ И КАЛЕНДАРНЫХ ПРАЗДНИКОВ НЕВОЗМОЖНО ПЕРЕНЯТЬ МИМОХОДОМ. Мы сотни лет живем в христианском мире. Что переняли от христиан?
Вот что пишет Геродот: « К северу от Фракии обитает народ «сигинны». Одеваются они в мидийскую одежду… Люди в этой стране ездят на колесницах… Они считают себя потомками мидийских переселенцев… «Сигиннами» жители Кипра называют копья». В этом отрывке есть два момента, указывающие на то, что сигинны – чуваши. То, что они переехали из Мидии, откуда родом и персы, которых я связываю с предками чувашей, и то, что слово «сигинны», означающее «копье», сказано на чувашском языке. Еще Геродот сообщает, что этот народ поклоняется, как главному богу, Гермесу и считает его прародителем своих предков. Чуваши до конца XIX века поклонялись богу потустороннего мира Киреметю.
…» Археологи М.И. Артамонов и П.А. Раппопорт убеждены в том, что в строительстве Саркела «прослеживается аналогия с иранской техникой строительства». На стенах могильников салтово – маяцкой культуры надписи сделаны на ирано – сарматском языке. Археологи утверждают, что в создании культуры хазарского каганата приняли участие аланы и болгары: «Все мужчины и часть женщин раннего Саркела по краниологическому типу идентичны ПРАБОЛГАРАМ… Следы остальных народов, входивших в каганат, в том числе и самих хазар, археологически прослеживается плохо.
Нам талдычат, что мы переняли слово "Киреметь" от арабов. У них это слово означает - "чудо". Но у нас Киреметь - бог потустороннего мира. Греческий Гермес , бог малоазийского происхождения, имел одну из функций - проводить души умерших в потусторонний мир. Арабы еще были дичайшим народом, когда у наших предков уже был Киреметь. Это слово произошло от шумерского Кур - царство мертвых.



Ростов - Рос тове - Русские горы, Саратов - Сар тове - Воинская гора, Полтава - Пол тове - Полхар тове, Саркел - Сар киль - Воинский дом. Вся этимология юга России и Украины кричит о болгаро-чувашском присутствии там.
По словам Геродота , сарматы говорили "на испорченном скифском языке". Так обычно люди говорят на неродном для них языке, т.е. с акцентом. Т.е. наши предки - персы переженились на скифянках, переняли тюркский скифский язык и стали тюрками.



А вот и гидронимика: . Правый берег реки Прут имеет название Черемош, левый приток Волги – Черемшан. На территории Украины есть реки Самара, Бузулук, Кундрючья, Кубань, Сура. А на территории бывшей Волжской Булгарии – реки Самара, Бузулук, Кондурча, Кубня, Сура.


Праболгары раньше, чем стали болгарами, были сарматами, а сарматы прежде прибытия сюда были персами.
Дарий мог оставить в северном Причерноморье свою гвардию??? Я прошу прощения, этого быть не может. Именно наши предки--скифы их выдавили оттуда. Они по сути даже до днепра не дошли. Есть же рассказ, как мост через Дунай (Истр) охранять оставил этот Дарий. Заранее не исключал возможность своего отступления. Потомки персов могли включиться в число наших предков только в качестве пленных. И то сомнительно!!!! В те далёкие времена понятий как ТОЛЕРАНТНОСТЬ не было, Чужих или убивали, или продавали в рабство. Женщин, да!!! могли как трофей оставлять себе. Есть работа Альберта Максимова, могли и мужчин оставлять, но только кастрировали. И это происходило массово!!!! Даже среди своих не все могли иметь жён. За этим следили чётко. У кого -то было десятки жён, у кого то никого. Хронологически я не могу сказать до каких пор этот обычай соблюдали строжайщим образом. Думаю, из среды своего народа могли кастрировать мальчика который уродился с заметным изьяном. Но против этой версии Максимова могу сказать про тот случай, Были скифы в длительном походе и их жёны начали жить со своими рабами, Мужья-скифы вернулись и те не пускают их. Встретили с оружием. Какой-то мудрец подсказал скифам берите кнут и рабы ваши побросают оружие. Так и случилось. Вот как могли попасть --- частично!!!!--- генотип персов в число наших предков. Только так и иначе никак. Женщины же не дадут убивать своих детей.


Персы - наши далекие предки. Почему они пришли сюда? Еще Дарий I (Дариуш) предпринял поход в Европу. Геродот пишет, что персы ушли отсюда несолоно хлебавши. Но есть стела с надписью о том, что воды Теара самые благотворные, т.е - сначала ода реке, а потом пишет, что здесь побывал велики царь Персии Дарий. Как вы думаете, мог увести Дарий все свое войско из Европы, увидев на Балканах прекрасные жизнеобеспечивающие условия? НЕТ, НЕТ И НЕТ! Геродот - грек, предков которых Дарий поработил. Поэтому у Геродота не было причин любить персов, а приврать писаки любят всегда. Были ли другие исходы персов в Еропу? Думаю, были. Особенно много персов перебрались сюда во время нашествия А. Македонского. И даже Дарий III, я считаю, не был убит своими воинами, как нам пишут опять-таки греки, а благополучно доживал свои дни на территории нынешнего Краснодарского края. Там Геродот помещает народ СИНДЫ. Син. А частица "ДЫ" - суффикс. Именно в Краснодарском крае поселились царские сарматы - "сар" - на персидском и чувашском языках - "воины". Почему "царские"? А потому что у Дария III была царская гвардия (первая в истории войн), с которой он и бежал от Македонского
У Геродота, вроде, мужчины были местными, а женщины откуда-то появились. Если учитывать, что в то время персы и греки имели обычай воровать друг у друга девушек, вполне возможно, что корабль с персиянками заблудился и причалил к берегам скифов. ; Если можно, уточните почему именно мужчины были персами
Праболгары раньше, чем стали болгарами, были сарматами, а сарматы прежде прибытия сюда были персами.
Корнилов, чуваш, наш земляк из Зилаирского района РБ, основоположник теории имитативистики в лингвистике, попробуйте достать его труды "Имитативы в чувашском языке" (1984), "Этимологический словарь чувашского языка" (около 2010 г.?). Этих трудов у меня нет, о них я знаю только косвенно - там ответы на многие вопросы, которые положат конец многим нашим спорам. Дальнейшим вкладом в имитавистику был бы поднимаемый мною лично вопрос о том, что ОДИН И ТОТ же ЗВУК уши ЧУВАШ и уши ДРУГИХ НАРОДОВ слышат по РАЗНОМУ (вспомните детство в походах с русскими детьми: мы слышим ПЕТПЕЛТЕК, а руский пацан - ФЬЮТЬ-ФЬЮТЬ). Вопрос этот еще никем не поднят, насколько я знаю! Это был бы прямой вклад в имитавистику - в наш хлеб, коль скоро Корнилов - свой чуваш! Вопрос мною поставлен перед Межвузовской научно-исследовательской лабораторией "Духовная культура тюркских, монгольских, финно-угорских и индоевропейских народов Волго-Камско-Уральского этнолингвистического района", где принят весьма благостно.


В прежние времена покоренным народам (мужчинам воинам) вменялось победителем заплетать косички либо косу, а некоторым отращивать чубы. До недавнего времени женщины выходящие замуж переставали ходить с распущенными волосами. Видимо данный признак принятия "покорности" имеет древнюю историю...
То,что чувашский язык (ЛРВХ) - язык, не выводит его из тюркской группы алтайской семьи языков, где вместо него (ШЗУК) - язык! От того, что украинцы говорят "шо" вместо ЧТО, украинский язык не становится не славянским! Языки надо чувствовать на кончике языка, пробовать их. Для этого надо знать в нашем случае хотя бы один тюркский (огузокыпчакский, пусть татарский) язык, как правильно говорилось в РАЗБИРАЕМОЙ статье. Вот ведь: даже одного языка достаточно для сравнения, оказывается! Я, грешным делом, считал, что надо 3-4 языка - изучил еще, вдобавок к татарскому, башкирскому, казахскому (чуток) саха (якутский)... Популяция людей, скитаясь по Азии, приобретала, дробившись на многочисленные изолированные популяции, свои языки в той среде, весьма схожие (в частном случае тюркские языки). Другая популяция, подавшись обратно в Африку, там дробилась на свои языки. Подавшись в Европу - опять свое! А дальше - перемешивания! И вот мы - чуваши тюркоязычные. Кто-то с преобладающей славянской кровью, кто -то с персидской, кто-то с азиатской и т.д. Подброшенный голодающими к чувашам русское, украинское дитя выросло чувашем! Так кто он - чуваш, русский, украинец?Считайте, как хотите, но язык у этого найденыша - чувашский булгарской подгруппы тюркской группы алтайской семьи языков!!
Чувашский литературный язык сформирован окончательно на диалекте славян-антов (анатри) в Симбирской чувашской учительской школы с участием Н.И.Ашмарина и И.Я.Яковлева. Основы научного изучения чувашского языка были заложены еще в 18 веке В. Пуцек- Григоровичом. Славяне-анты, то есть - сувары разговаривали на языке сармат-волжских булгар, но без применения твердых согласных. Об этом известно из некоторых сохранившихся летописей, в том числе и из "ПВЛ" и античных западных авторов.
Дарийцы - Тарий (Тури) - Тарх и Тара (Тархтария) - Боги; Харийцы - Священный Род - Род Волхвов - дети Богов; Савары (имя древнего этноса Чувашей) - Славяно - Арийцы - внуки Богов; У Чувашей есть клич: "Савар пул хар" означает Савар Священный Род - дети Харийцев - отсюда Савары Булгары. Рассены - Рассей рассеевшиеся по земле Словены - арийцы. В словах Дарийцы, Харийцы, Савары один корень АР на чувашском означает муж и ещё род (ору). Рассены РА Солнечная Раса правнуки Дарийцев и внуки Харийцев.
Остров, на который выбросило бочку в сказке Пушкина,
находится на Черном море, в полном соответствии с многочисленными мифологическими традициями. Остров Буян охраняют Черномор, во главе 33 богатырей. О нахождении сказочного острова Буяна на Черном море подтверждают многие исследователи. В том числе М. Болтенко, остров Буян ассоциируется с островом Березань в Чёрном море.



П;лхар Ч;ваш хал;х;
В 2013 году археологи нашли на острове крест - энколпион, датируемый концом XI — началом XII веков. А. Золотухин, считает остров Березань А. С. Пушкин запечатлел в «Сказке о царе Салтане», назвав островом Буяном. Береза;нь — остров в Чёрном море, в 8 километрах от города Очаков и в 4 километрах от
курортного посёлка Рыбаковка. Наряду с островом Змеиный является одним из немногих
Буя;н — сказочный лубочный остров-град в русском фольклоре - сказках и мифах. Стал особенно широко известен благодаря сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». У разных народов существуют фольклорные легенды об острове Буян и Алатырь камень. Древняя легенда болгар: При создании Летела мировая уточка над бескрайним морем океаном и несла в клюве волшебный Алатырь камень. Вдруг небольшой камень в ее клюве стал расти. Не удержала его уточка, выронила в море. Но камень, упав на дно моря, все равно продолжал расти. И скоро над водой показался остров Буян. А на нем белая Алатырь гора.


Дневниковые записи иностранца Товия Кенигсфельда, посетившего чувашей в 1740 г. в числе участников путешествия астронома Н. И. Делиля, подтверждают эти представления (цит. по: Никитина, 2012: 104): «Мужчины-чуваши в большинстве хорошего роста и телосложения. Их головы черноволосы и выбриты. Их одежда по своему покрою близка к английскому, с воротником, с кушаком, висящим за спиною и отороченным красным. Мы видели несколько женщин. С которыми можно было завязать знакомство, которые вовсе не были нелюдимы и даже обладали приятными формами… Среди них встречаются довольно красивые с тонкими чертами лица и изящной талией. Большинство из них черноволосы и очень опрятны…»



Лицом Черемисы, Чуваши и Вотяки таковы, что их между прочими соседственными народами весьма легко распознать можно. Черемисы и Чуваши много походят на Татар, (отличаются только) тем, что они суше, и за тупостью их разума кажутся на взгляд весьма глупы и боязливы; а Вотяков по их внешнему виду можно сравнить с Чухонцами. У Чухонцев волосы на голове и бороды по большей части темноватые, а у Чуваш, напротив того, почти у всех желтые, или рыжие. Они все ходят с бородами, и бороды у них не широки, но продолговаты клином. Усы они бреют, а многие по обыкновению Татар бреют также и головы, или подстригают волосы весьма коротко; и сие делают они не по обязательству своего закона, но только по обыкновению восточных народов. Черемисы и Чуваши росту среднего, а между Вотяками больше мелких, нежели крупных. Вотячки почти все имеют малые и быстрые глаза, что их невоздержанию от питья приписать можно. Черемисские женщины красотою других превосходят, и от соседственных народов лучше татарок по¬читаются. В бытность мою в Казани, при множестве новоизбранных рекрутов из сего языческого народа, случилось мне видеть нечто удивительное, что они гораздо полнее и лучше лицом и станом пред своими земляками были. По сему я заключил, что может быть из всех молодых людей сего народа в службу выбраны были самые лучшие, здоровые и способнейшие люди, а наипаче, когда я после того времени в Черемисских и Вотяцких деревнях ни одного не видал такого хорошего человека.
По душевным дарованиям народов сих також мало хвалить можно. У них разум весьма туп, и по тому крайне невежи, и к порокам весьма склонны. Они не знают ничего о честности и добродетели, також и о внутреннем естественном законе, кроме того, чему с принуждения научены будут. Ежели один другого, или кого из соседственных народов обмануть захочет, тот ни одного не упускает случая, и при том весьма склонны к воровству, однакож не с довольною осторожностию; ибо почти всегда в том явно попадаются. Некоторые из них ходят на разбои, которым несколько в оправдание служит то, что нищета их к тому, как зима голодных волков, принуждает. В одном только Кунгурском уезде Черемисы нарочито достаточны. Чуваши крадут более лошадей, как мне в Чебоксаре случилось многих видеть, которые за таковое их шаловство скованые по улицам кругом ходили и некоторые из них работали, а другие милостыню просили.
Они почти все, как мужчины, так и женщины, к пьянству склонны. Вотяки наипаче имеют к тому хороший случай по тому, что они при завоевании их земли от Великого царя Иоанна Васильивича IV получили вольность, делать во всех своих деревнях вино, что у Черемис и у Чуваш весьма редко бывает; но вместо того умеют они варить пива и меды столь крепкие, что они с сего питья так же могут быть пьяны, как с вина.
В Вотяках приметил я еще и тот порок, что они пред прочими народами весьма упрямы, в чем они паки с финскими мужиками, как и по внешнему виду, очень много сходствуют.
В том помянутые народы хвалы достойны, что они неистовому мужеловству не касаются, да и звания сему пороку у них нет; а прочие восточные народы в помянутой нечистоте весьма охотно валяются.




источник реплик - соцсети "Одноклассники"




Другие статьи в литературном дневнике: