***«Небо приказало мне повелевать всеми народами мира» Особый интерес она проявила к Чингисхану, как к самому яркому последователю тенгрианства. Ниже приведен дословный перевод ее любопытного эссе на эту тему. В кого верил Чингисхан? Но предмет этот важен с точки зрения воздействия анимизма и монотеизма. Предшествовал ли монотеизм анимизму у монголов, или монотеизм существовал среди них параллельно с ним, или вообще появился из него? Имел ли Чингисхан такие же представления о Боге, как и Тэмуджин-подросток, или в течение жизни христианство несторианского толка и ислам исподволь влияли на него, окружая его всю жизнь, хотя он их и не воспринимал? Ведь сам хан был деистом, которого поддерживало шаманство Каковы бы ни были религиозные верования различных кочевых племен под его командованием, сам он, вне сомнений, был человеком, объединявшим и вырабатывавшим некий общий взгляд вообще на все. Также, как он объединил разношерстные кочевые родо-племенные объединения в имперское государство. Источниками информации для этого материала были книга русского ученого В. Я. Владимирцева «Жизнь Чингисхана» (ее перевел на английский язык граф Д. С. Мирский) и эссе Гарольда Лэмба «Чингисхан – император всех людей». Владимирцев дает следующее пояснение: кочевые племена разделены на кланы (омуки), а они в свою очередь делятся на подкланы, или «кости» (ясун). Иногда несколько кланов могут сливаться в племена или малые народы. Племена следует называть словом «улус», а конфедерации племен – «ул». Отношения между ними такие же, как между членами семьи, семьями, членами клана и далее. Есть два класса кочевого общества – скотоводы степей и охотники леса. Как правило, в кочевую аристократию чаще выбивались представители степных племен. Лидеры племен и конфедераций племен звались ханами, или каганами, то есть императорами. Лесные кланы чаще руководились шаманами, то есть волшебниками, общающимися с духами. Лидеры племен из касты шаманов звались беками. После лесной элиты шел простой люд и рабы. Аристократ из скотоводов Чтобы стать человеком божественной миссии, надо самому осознать божество, которое налагает эту миссию, на Бога, правящего судьбами мира и человечества. Если бы такое представилось возможным, было бы любопытно узнать, как разум молодого и дикого кочевника с его однозначной трактовкой божественного как «Великое небо» эволюционировал до персонификации божественного в виде Бога. Об этом было написано в первой главе свода законов «Яса». Читая законы Чингисхана, можно склониться к мысли, что они являются результатом кристаллизации того, что накопилось у него в результате контактов с христианами несторианского толка и мусульманами. В дополнение к своду законов «Яса» Чингисхан повелел письменно задокументировать и свои высказывания. Этот свод именуется «Белек» («Высказывания»). К сожалению, до нас дошли только обрывки этих законов и высказываний, и то в интерпретации китайцев и мусульман. Все началось с горы «…Гора Буркан защитила мою ничтожную жизнь. Теперь я всегда буду приносить ей жертвы. Также будут поступать и сыновья мои, и внуки, и правнуки мои…» Тёмные тайны Чингисхана Он ослабил пояс и повесил его на шею, а также снял шапку. Он встал на колени, совершил девять поклонов и вылил на землю немного кумыса. Так монголы признавали высшие силы – для них наличие собственного пояса и шапки на голове было показателем наличия у их хозяина собственной воли и свободы. Монголы-шаманисты в те времена славили духов света. Сегодня некоторые эксперты считают, что имя Чингис означает «дух света», а хан, совершенно понятно, — император. Имя Чингис также может быть переведено как «совершенный воин» (Cheng-cze по-китайски). Многие монголы признали Тэмуджина как посланника Неба. Он и сам верил в присутствие в своей жизни воли Вечного неба. На Курултае 1206 г. верховный шаман монголов Кокчу объявил, что Великое небо благосклонно настроено в отношении Чингисхана и избрало его своим единственным полномочным наместником на земле. Чингисхан принял эту миссию и сказал: «…Небо приказало мне править всеми людьми…» Было поднято Белое знамя (Сульде), которое ко времени курултая стало официальным пристанищем духа самого Чингисхана и его клана. Это знамя защищало воинов и должно было вести их к победе. Чингисхан завоюет весь мир, потому что так повелело Вечное небо. Гарольд Лэмб так пишет про него: «…Он любил подниматься на самые вершины гор, где, как он верил, живет сам Тенгри. Где закручиваются все вихри ветров и рождается гром. Он любил благоговейно растворяться в Вечном голубом небе. Молился он на четыре стороны света, откуда родом четыре ветра. «…Необъятное небо, прошу тебя, пошли мне здесь духов верхнего воздуха, а на земле пошли мне людей, чтобы помогали». И молитва работала – к Белому знамени с девятью бунчуками на поклон шли и шли люди…» Молитвы Чингисхана Таким образом, с учетом изложенного выше, представляется, что этот кочевник и хан всех кочевников верил в Господа единого, а также духов-хранителей, которые по сути есть ангелы. Кого-то наверняка для сравнения заинтересует вопрос, что такое было Высшее существо или субстанция для других народов, родственных кочевникам. Возьмем, например, орочей и эскимосов. Как минимум до 20 века орочи сохранили свой языческий культ Андури. Это имя высшего божества, которому подчинены Камчанга — бог сухой земли, и Йему – бог моря. Католический миссионер Ф. Булиард, живший среди эскимосов, в своей книге «Инук» (1953 г.) писал: Слово «шаман» происходит из монгольского языка. Нет сомнений, что традиции шаманизма эскимосы перенесли за Берингов пролив с собой. Иногда, крайне размыто, они делают ссылки на некое божество Атанека, или Вождя. Но скорее всего, он недавнее изобретение этого народа…» Атрибуты бога «Настоящим повелевается верить, что есть только один Бог». Тенгри – Создатель Неба и Земли Подобная концепция созидательной энергии Бога для кочевого общества наверняка стала великим продвижением вперед. Особенно на фоне верований других народов, включая обсужденные выше. Бог всемогущ. А) Он источник жизни, он дает и отбирает жизнь; В) Он великий судья и распределитель благ. Он может дать богатство или нищету, как сам того пожелает; С) Он решает судьбы людей и имеет абсолютную власть во всем. Эти концепции определяют вездесущие и всезнание Бога. На основании языка Кому-то может показаться, будто Чингисхан думал, что Бог – это лицо, ипостась. Но при этом он не задумывался о моральных или этических аспектах Бога, просто думал: «Бог – это Бог. Он отвечает на мои молитвы». Укреплению этого поспособствовало самое первое трехдневное уединение Чингисхана в шатре для общения с Тенгри. Философия Чингисхана «…Мы, монголы, верим, что есть только один Бог. Вам Бог дал какие-то Это отражает отношение монголов к шаманизму Чингисхан ушел из жизни в год Мыши. Кочевники верят, что тело его покоится на горе Буркан-Калдан, в том месте, которое он сам наметил для себя еще при жизни. Говорят, что когда-то он здесь охотился и решил, что это хорошее место для последнего пристанища. По следам Чингисхана: где погребен Потрясатель Вселенной? Тем не менее места погребения Великого императора кочевников никто не нашел. Равно как и самой горы. Гарольд Ламб упоминает про гору Делигун-Булдак. Может ли это быть другим наименованием легендарной горы Буркан-Калдан? Что касается философии этого «дикаря-гения», как назвал его Гарольд Лэмб, ее можно резюмировать кратко: «Небо приказало мне повелевать всеми народами мира» ( не помню, откуда эта фраза, вернее, из каких исторических источников..."
© Copyright: Светлана Феттер, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|