***

Светлана Феттер: литературный дневник

На карте мира средневекового картографа по имени Фра Мауро, территория современной Чувашии названа Амазонией.
В 1459 году для португальского короля Альфонса V итальянским монахом Фра Мауро, весьма известным в те времена картографом . Католический монах назвал территорию муждуречья Суры и Волги, где сейчас расположена Чувашия, Амазонией.
По восточной традиции, он изобразил карту в перевернутом виде, где север снизу, а юг сверху. Восток, соответственно, слева, а запад с правой стороны.
Остров, на котором расположена Амазония, омывают два рукава - Волга и река Сура сливающиеся воедино, по мнению Фра Мауро.
Видимо, итальянец во время своих путешествий увидел в культуре проживавшего на этих землях народа нечто такое, что заставило его воспринимать местное население как последователей амазонок. Возможно он сделал вывод из-за дошедших до нас национальных женских костюмов. Во многих деталях нарядов проглядываются так или иначе измененные элементы боевой одежды. Накладывалось на общее впечатление еще и то, что чувашки носили шлемовидные головные уборы - по сути дела, настоящий шлем, покрытый металлом. Например, хушпу и тухъя - головные уборы, до сих пор сохранившие элементы шлема , а также элементы для защиты позвоночника, груди, живота.
Более чем очевидно , что у нашего народа было военное прошлое. Мало кому в голову придет мысль носить такую одежду просто так или для красоты. Вероятно, в этом все же был некий смысл , т.к. элементы одежды действительно напоминают доспехи. Тем более, что общий вес нашитых на кожу и ткань металлических пластин составлял иногда около пуда.
Ранее вместо монет пришивались метал. пластины и серебренные бляшки. Монеты начали пришивать после запрета Петра I на металлообработку и ювелирное дело. Но ещё ранее существовал указ Ивана Грозного - от 1575 года о запрете под страхом смертной казни любого вида металлообработки на территории нынешней Чувашии. Ввод запрета произошел после "Черемисских войн", когда народы Поволжья восстали против царского и церковного произвола на освободительную войну, но проиграли её.
После крестьян. восстаний в нач. 17 в. чувашам, марийцам и удмуртам рядом царских указов (в 1620-е гг., 1633, 1649, 1697) было запрещено заниматься кузнеч. и серебряным делом, чтобы они не могли изготавливать оружие. Запрет был вызван обезопасить империю от вооружённых восстаний.
Запрет на обработку металлов снят в кон. 18 в. К этому времени традиции кузнечного дела у чувашей были в большей мере утрачены. Хотя была утрачена металлообработка и ювелирное дело, но чувашские женщины заложили механизм сохранения памяти о своих древних традициях, стилизовав свой воинский костюм в праздничный с набором панцирной чешуи из серебряных монет, бисера и раковин каури.
Окольничему и Воеводам Князю Петру Лукичу с товарищи, будучи на службе Великого Государя в Казани, велеть смотреть и беречь накрепко , чтобы в Казанском уезде в Чувашу и в Черемисския волости и в деревни торговые всяких чинов люди , пансырей , пищалей и никакого железа, что годно к войне, не продавали, также и всяких заповедных товаров, сверх проезжих грамот и таможенных памятей не возили; по тому ж кузнечного б и серебряного дела Чуваша и Черемиса не делали, и кузнечныя и серебряныя снасти ни у кого б в Чуваше, и в Черемисе, и в Вотяках не было; а у кого серебряную или кузнечную снасть проведают, и им тое Чувашу и Черемису и Вотяков с тою серебняною и кузнечною снастью велеть приводить в Казань, и роспрашивать их, у кого они те снасти взяли, и те снасти имать в приказ; а тем чинить, кто им давал, наказанья; а им сказать: беде впредь будут так делать, и им будет такое же наказанье и смертная казнь.



29 фев
Ирина Коновалова
как они нас боялись.истребляли.истребляли.а народ наш все равно живет-дал миру.ЧАПАЕВА,ЛЕНИНА,НИКОЛАЕВА,ШУКШИНА,ЕФРЕМОВА.и много. умных людей для России.


Недавно узнала, что у Игоря Николаева чувашские корни по отцовской линии


Облегчающим заселение дикого поля фактором являлось существование у чувашского крестьянства хозяйственных связей с этими районами в форме использования пашен и других природных богатств «наездом». Судя по тому, что крестьяне-чуваши, переселившиеся в дикое поле, прекрасно ориентировались в этой местности, помнили названия рек, полей, урочищ, — названия, между прочим, повсеместно были чувашские,— можно утверждать, что некоторыми деревнями северо-восточных, центральных и северных районов Чувашии не забыты были их прежние местоположения в юго-восточных и южных районах. Об этом имеются и письменные свидетельства. В марте 1607 г. крестьяне д. Бокашево Чекурской волости Свияжского уезда Ч. Карачанов, X. Чюнеев, А. Коблев, З. Ягозин, Ч. Янбахтин, Т. Степанов подали воеводам Я. М. Годунову и В. Б. Сукину челобитную, в которой указывали, что «есть де пашенная земля и сенные покосы на диком поле за засекою на речке Хиршерме по обе стороны на Курукате по сухой враг, по березовый куст подле чуваши Сюндюрские волости, а истари де та земля и сенные покосы отцов их и дедов, а ныне де лежит впусте, в оброк и из ясаку не отдана никому и не владеют ею нихто» 23.


По писцовым книгам Свияжского уезда 1565—1567 гг. можно установить, что самые южные чувашские селения в эти годы доходили до р. Кубни. Упоминаются деревни по р. Уте, Норваши, Турмыши, Чутеево (ныне Янтиковского района), Темешево, Кошелеи (ныне с. Комсомольское), Теребердеево, Асенево на р. Кубне 24. В последней четверти XVI в. началось заселение юго-восточной и южной частей Чувашии выходцами из центральных и северо-восточных районов края. Заселение дикого поля происходило различным образом.


В районах с преобладанием ясачного населения, к каким относилась и Чувашия, органы власти стремились к заселению пустующих земель крестьянами с условием платежа специального поземельного оброка или несения тягла. Правительство было заинтересовано в переселении туда прежде всего безземельных, безъясачных людей. Архивный источник упоминает о том, что в Чувашии еще при Михаиле Федоровиче по «государеву указу ... ясачным людем велено изстари жить на старых местех и земли пахать старые, иметь старых земель впусте не велено, для того чтоб... на новых землях было б где селитца вновь безъясачным людем из новоприбылого ясаку» 25. Пользуясь этим, крестьяне-чуваши той или иной деревни получали в центральных или местных органах власти документы на владение земельными участками в диком поле и основывали здесь новые селения.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 11.03.2020. ***