***

Светлана Феттер: литературный дневник

понятие "ЭЛЛЕ" несколько значений имеет. Вот "элле капла, элле апла" - или так, или эдак (то ли так, то ли эдак); "элле сьав" - вообще трудно переводимо, возможен только смысловой перевод: "неизвестно же вот", как и в выражении: "Кто это? - Элле!" или "Пойдете в кино? - Элле-ха!" Это очень архаичное слово, возникшее на границе перехода от общения мимикрией и знаками к общению звуковому. "АЛАЙ" - татарское , синоним чувашского "СЬАПЛА": "Алай да, балай да тугел" - "апла та, капла та мар", "АЛАЙ БУЛСАН ДА, БАЛАЙ БУЛСАН ДА ЯРИ!" - "апла пулсан та, каплп пулсан та юрать!" Кстати, эти выражения как нельзя лучше иллюстрируют тюркизм чувашского языка, причем татарское АЛАЙ никак не может быть синонимом чувашского ЭЛЛЕ!
Мне кажется, это слово - "неужели", "разве ". Елле есе пельместни? " - говорят у нас.


Развитию своей цивилизации греки обязаны персам.
Даже в более поздние времена они перенимали у персов очень многое. Тамара Т.
Райс в книге « Византия» пишет, что византийские резиденции монархов строились
на восточный манер. Если бы у византийцев существовали свои традиции, они не
перенимали бы восточный стиль строительства дворцов. Многочисленных богов,
обряды, танцы, вышивку, основы земледелия и многое другое греки переняли от персов.


Геродот сообщает, что предок Македонского Александра Пердикка служил
поденщиком у царя Македонии. Жена царя сама выпекала хлеб для поденщиков. Когда
те пришли к царю за платой, царь указал на лучи солнца, проникавшие в дом через
дымовое отверстие, и сказал: « Вот вам плата!» Значит, за каких-то 120-130 лет до победоносных походов
Македонского его предок был поденщиком у царя самого захудалого царства,
который жил в доме с дырявой крышей, и жена которого сама выпекала хлеб. Тогда
в Македонии даже царь жил в ветхой лачуге. Геродот пишет: « Ведь в стародавние
времена даже царицы, не только простой народ, жили бедно». Думаю, за время,
пока род Македонского выбился в цари, греки не успели разбогатеть так же, как
были богаты персы за свою многовековую историю. Таким образом, столь любимый и
прославляемый историками полководец начал свой путь из нищей страны в Персию с
целью обогащения за счет грабежа более богатого соседа. Именно поэтому Македонский остался в Персии, своя родина его не прельщала.


В Ульяновской области сохранились старые погосты с самого начала заселения Дикого поля. О том есть и у меня фотоальбом


Замечательно! ЭЛЛЕ носит 100 %, полное, отрицание! ТЕПЛЕ - вносит в разговор нюанс сомнительности: "Теплечче!" "ПЫРАТАН-И, ПЫРМАСТАН-И (придешь, не придешь) ? " Почти одно и то же, но оставляет надежды! Чуть-чуть проявить настойчивость и получишь ДА или НЕТ!


Само слово КАРМАН причисляют к тюркским. Утверждать не могу, что слово КАЛТА это карма А из истории известно, со школьной скамьи, что слово КАЛИТА это КОШЕЛЁК. В древности носили кошельки прикрепив их к поясу. Вроде так, да? Ну и '''лежащие'' близ Москвы князья прямо скажем, смешновато конечно. Княжества??? Так хотели сказать? А вот про казаков Вы это в их сайтах попробуйте написать. Здесь -то может и пройдёт Ваша амбициозность. Казаков и казахов как можно сравнивать??? Это ж просто глупо. Извиняюсь конечно за это сравнение. Казахов сравнительно недавно начали так называть. Это народ. А казаки -- тоже отдельный народ, но к казахам не имеющие абсолютно никакого отношения. Все вопросы к учёному миру и властям. Это ж они всё что можно исказили, извратили. При этом какзаков как только не истребляли. Это известно. Не буду перечислять. Начиная ещё до Степана Разина и до расказачивания после 17-го года. Это в прямом смысле--просто истребляли. Вот так, если коротко.


В тюркском языке КАЛТА - буквально карман. Так звали Калиту, он собирал ясак (налог) для Хана с Москвы и близ лежащих князей.
Во - первых, не знаю либо по невежеству, или умышленно, вы тут пишите казаХ, на тюркских языках и естественно на казаКском, не Х, а К - твёрдое, и вначале и в конце слова, и что кстати и в слове СаКа. Например одно из понятий слова саКа - в детской игре это биток, главный предмет. В казаКском языке ранее, до носильного внедрения кириллического Х, этой буквы и такого звука не было и с этой буквы слова не начинались. Была же опять таки твёрдая К, что у нас пишут с хвостиком. Что касается понятия КазаК оно уже было до того, как стало обозначать один из политических этносов тюркского народа. Причём ключевого т.к. почти все Джучиды у нас захоронены. И есть огромный мавзолей - усыпальница для Ханов и их семьи, которую то до 1919 года обязательно посещали перед поездкой в Хадж, в том числе и турки - османы. А построил же его Амир Тимур (Тамерлан). Ну так вот, ваша ссылка на якобы древне булгарский язык абсурдна, потому что нет такого словаря и где бы толковались слова или понятия. Что касается протюркского языка и его нет. Есть кипчакский (куманский) кодекс куманикус и который некоторые называют с приставкой ПРО. Вот возьмём очевидное в этом т.е. бесспорное. Это однозначно что слово ТЮРКСКОЕ и это значит объяснять этимологию с точки зрения нетюркских языков и глупо и абсурдно. Если вы намекаете на то что слово гораздо таки позже стало обозначать полит. этнос нынешних казахов, то это же тоже бесспорный факт. Так как мода на полит. этносы появилась в гораздо поздние времена, чем сам термин. И этим словом тогда в Степи пользовались для обозначения тех, кто не желал того Хана и потому откочёвывал за пределы его Ханства. То есть выражали свою вольность этим. Тоже самое слово АТАМАН и этот термин из числа тюркских, и тоже бесспорно. А слово казаК замарали лишь в 19 веке, когда Ермолов начал набирать в казаки безразбора. Но у этих казачков как и у Донских, Запорожских позже яицких или же Семиречинских и т.д. этот термин применялся для обозначения их СОСЛОВНОСТИ, и никогда не использовали для этноса.


У саха есть блестящий перевод нашей поэмы "Нарспи" (первое издание есть у Микул - Ишимбая, хорошо известного тебе!) Никакому другому народу, кроме имеющих отношение к тюркоязычности, это так легко не удается - или перевод будет у них ухо резать, или будет далек от оригинала! Языковое родство, так сказать! Но и ты прав, Валера! По последним данным генетических исследований чуваши намного дальше от тюрков, как думалось, НО НЕ ЯЗЫК! Сколько я просил асов ДНК-теории внести ясность в этот вопрос - молчат! Есть что скрывать?


В этом есть логический смысл. Например, в 19 веке чуваши массово переходили в ислам. И их потмки естественно обагатили своей лексикой современный язык казанских татар. Это дало повод лингвистам сделать вывод, что татарский народ родственнен чувашам. Им оказалось мало этого и эти горе-лингвисты начали говорить, что именно чуваши позаимствовали в свой язык татарские слова. Потом взялись и часть татарских учёных, начали выдвигать свою версию, что татары это потомки болгар. Цинизм конечно же зашкаливает. Получается они устроили как миниму два генцида болгарского народа, Это при нашествии в 1236-42 годах и война между Тамерлагом и Тохтамышем. Ведь именно Тохтамыш (не нашёл другой территории) отступая привел войска Тимура на земли болгар. После этого левобережье на несколько столетий стал пустыней. Дикое поле. По свидетельству древних путешественником, там даже зверей редко встретишь. Между тем я знаю что такие древние кости потом применялись в металлургии. Совсем до недавнего времени. Кости собирали ещё в 50х годах. Кстати, я это уточнял у одного инженера когда работал на заводе. Подробности он не говорил.


В 2014 г. в издательстве "Новое время" в г. Чебоксары (это издательство знают все чуваши, кто издает даже хоть маленькую книжку своего творчества, они знакомы с редакторами, корректорами, дизайнерами издательства, с директором издательства И.П. Сорокиным) вышел первый том новой книги о Г.И. Комиссарове: "Г.И. Комиссаров (Вантер)" - сборник избранных его сочинений. В настоящее время готовится к печати второй том книги. Там приведен и текст завещания. Книга хорошо иллюстрирована, приведена родословная, отзывы известных всем истинным чувашам славных сынов Чувашии о Гурий Ивановиче.





Другие статьи в литературном дневнике: