***

Светлана Феттер: литературный дневник

НАШ ЛЮБИМЫЙ МАРАТ


Он не вошёл – ворвался в класс: стремительный, молодой, красивый – весь, как звенящая струна – наш новый учитель по русскому языку и литературе. Не было заигрывания с нами, старшеклассниками, в его приветствии, в его улыбке. И мы приняли своего учителя – сразу и безоговорочно. И не ошиблись – он стал нашим любимым учителем – Марат Толеубаевич Кожимов, между нами, учениками, - Марат.
С тех пор прошло тридцать пять лет. Конечно, после школы дороги наши разошлись, как велела жизнь. Но, думаю, не ошибусь, если скажу, что мои одноклассники, как и я, никогда не забывали человека, которого можно назвать с большой буквы – Учитель.
Что говорить, с его приходом в школу изменилось многое: успеваемость, дисциплина, настроение не только учащихся, но и коллектива учителей. Как будто в ней поселился праздник. Общественная работа, которая раньше считалась тягостной нагрузкой, закипела так, что энтузиазма активистов хватало не только на нашу Максимо-Горьковскую школу, но и на весь большой совхоз «Беловодский». Что только не придумывал наш учитель для того, чтобы нам всем жилось веселее, чтобы все были заняты полезными делами, чтобы школа славилась не только отличниками учёбы, но и талантами, активистами. И это ему удавалось сполна. Теперь после уроков мы, ученики, не рвались домой, а с удовольствием отдавали время внеклассным занятиям, что, кстати, не мешало подтягиваться в учёбе: с плохими отметками рассчитывать на расположение Марата Толеубаевича никому не приходилось. Случались исключения: способность в пении, рисовании или спортивных умениях слабого ученика могли поощрить именно тем, что его, с условием – «подтянуться», вовлекали в общественно-полезную работу школы. И ожидания учителя оправдывались: двоечники порою догоняли хорошистов...
Открылись разнообразные кружки: от шахматно-шашечных до швейных, художественных, гимнастических, волейбольных и даже работал кружок обучения игры на духовых инструментах, что особенно было по душе сельским ребятам. На ведение кружков приглашались не только учителя, но и родители, жители совхоза, обладающие талантами. И люди охотно отзывались на призыв директора школы, отдавая личное время занятиям с учениками.
А школьный хор, организованный М.Т. Кожимовым, славился на всю округу. В нём пели и играли на разных инструментах ученики, их родители, учителя. В хор стремились попасть многие, так как слава его поднимала артистов в глазах не только односельчан, но и в районе, и в области. Марат Толеубаевич сам играл на баяне, который поддерживали мандолина, гитара, балалайка, аккордеон. Запевалой был мой младший братишка Саша, звонкий, чистый голос которого не мог оставить равнодушным никого, и аплодисменты раздавались ещё до того, как он начинал петь. «Эх, тачанка, ростовчанка, наша гордость и краса...» - мощно подхватывал припев песни хор после того, как солист исполнял куплет. Честное слово, для нас, детей и подростков, выступать на сцене было счастьем. Мы даже немного зазнавались перед теми, кто не мог по разным обстоятельствам участвовать в хоре. В нашей Максимо-Горьковской школе насчитывалось в то время около тысячи учеников и, конечно, не все могли петь в хоре. Но зато некоторым из тех ребят, которые не пели, повезло быть артистами в школьном театре, что тоже было очень престижно.
Марат Толеубаевич умел ладить с людьми так, что отказать ему в просьбе или ослушаться было просто невозможно. С хорошим неравнодушием и непокоем строил он свою жизнь и приучал к этому нас, даже, может быть, сам не отдавая себе в этом отчёта. А мы – внимали, впитывали всё хорошее, старались следовать его жизненным принципам.
Урок литературы превратился в увлекательное занятие. Вёл он его как-то по-особенному – доверительно, как бы беседуя с нами, вовлекая в своё повествование, задавая наводящие вопросы, увлекая за собой. Нам было интересно со своим учителем, хотелось быть красноречивыми, мы старались правильно излагать свои мысли, быть начитанными, грамотными. Я всегда с особой гордостью относилась к тому, что Марат Толеубаевич зачитывал мои сочинения в классе как лучшие. Это было большой наградой за старание. При Марате Толеубаевиче проводились внеклассные собеседования по прочитанной классике, и не только той, которую полагается изучать по программе. Эти занятия превращались в увлекательные диспуты, где сталкивались различные мнения, и где уважительно относились к каждому из спорящих. И мы, его ученики, на всю жизнь остались благодарны своему учителю за помощь в совершенствовании и формировании личности.
Школа размещалась в четырёх зданиях, расположенных друг от друга на значительном расстоянии. Главное – большое красивое здание – напоминало купеческую постройку. Как мы любили эту школу. Её хотели после постройки новой школы оставить под музей, но, как и многое в нашей жизни, школу разрушили. Такие здания в сёлах встречаются крайне редко. Очень жаль, что крепкое и красивое сооружение так по-варварски уничтожили...
Вспоминаю нашу ученическую производственную бригаду. Школа имела два гусеничных трактора, один колёсный, два комбайна, сеялки, грузовой автотранспорт. Старшеклассники наравне со взрослыми пахали зябь, сеяли и убирали урожай. Связь школы с производством, воспитание в школьниках готовности к труду – это было не только лозунгом, а фактом, реальностью. И за всем этим чувствовался авторитет директора школы. Наша УПБ считалась лучшей в районе и даже в области. Между классами устраивались соревнования на лучшую ученическую бригаду. А поощрялись самые трудолюбивые не только переходными вымпелами, но и денежными премиями. А самая лучшая награда за труд – путёвка в какой-нибудь город-герой, в столицу республики. Марат Толеубаевич неукоснительно выполнял обещание, хотя иногда ему приходилось «выбивать» очередное обещание от руководства совхоза.
Нельзя не вспомнить нашу любимую военно-патриотическую игру «Зарница». Более 400 учеников 7-11 классов принимали участие в военно-спортивной баталии. На живописном снежном ландшафте вдоль Иртыша – вокруг лес, высокий берег, снежные сугробы вдоль острова, местами ледовые дорожки – и на этом фоне разворачиваются самые настоящие «маневры-учения». У всех «оружие» (деревянное, разумеется), полевые сумки, все «роды войск», вплоть до партизан – в шапках с красными лентами. В этой игре участвовали и учителя, и шефы из военнослужащих. И, конечно, организатором и самым активным «воином» был директор школы...
Я много лет не видела Марата Толеубаевича, хотя постоянно интересовалась его жизнью, знала все перемещения по службе, переезды. И однажды я встретила его в редакции. Он, как всегда, не шёл, а летел по коридору (принёс материал о школе), и я сразу узнала его, хотя не видела несколько десятков лет. Мой учитель не изменился нисколько, разве что волосы немного поседели. Радости от встречи не было конца, хотя он меня сразу и не узнал (ещё бы!).
Для меня было очень лестным его приглашение на 60-летие со дня рождения. Это было четыре года назад. В те годы часто отключали свет, тепло, воду, особенно в посёлках. День его рождения отмечали в Пресновской школе, где он много лет директорствует. Зима, темнеет рано. Свет отключили в четыре часа дня, но это не помешало нам праздновать при свете свечи и керосиновой лампы. Марат Толеубаевич, следуя своему состоянию души, своему внутреннему врождённому убеждению – жить весело, интересно, так же азартно играл на баяне, как много лет назад, запевая песни на русском и казахском языках, забывая о том, что он именинник, веселя гостей, добросовестно «отрабатывая» на своём дне рождения в качестве классного музыканта и певца. Наплясались, напелись, повеселились вволю! У меня было такое чувство, что приглашённые на юбилей гости потом и забыли для чего, собственно, собрались, настолько все были увлечены безудержным весельем, организованным самим юбиляром. А ему это и надо было!
В начале этого года Марату Толеубаевичу исполнилось 64 года. Он засобирался уходить из директоров. И не потому, что нет сил работать, а по некоторым обстоятельствам, о которых и говорить не хочется. Слегка иронизируя над собой, говорил, что он «работающий пенсионер», уже, может быть, «не вписывается в современный облик директора школы». Не могу я себе представить своего учителя, этого неугомонного, талантливого, работоспособного, нужного людям человека в роли пенсионера, хотя Марат Толеубаевич собирается продолжать работать в качестве учителя.
Мы встретились с Маратом Толеубаевичем за чашкой чая. Неторопливая беседа сменилась хорошим оживлением, я узнавала своего учителя по былому темпераменту, задору и эмоциональным высказыванием о том, что не даёт ему покоя. Справедливое негодование от заброшенности села, от того, что всё здесь развалили, вызывает вопрос: что делать, чтобы жизнь наладилась? Эти проблемы села мучают Марата Толеубаевича не меньше, чем проблемы родной школы. А тут ещё беда приключилась совсем недавно. Разбойное нападение ночью на школу лишило её новых компьютеров, которым Марат Толеубаевич несказанно радовался. Несчастный сторож школы при этом чуть не поплатился жизнью – это тоже здоровья директору не добавляет. Правда, милиция действовала оперативно, компьютеры удалось вернуть. Но в школе после разбоя требуется ремонт...
И я с грустью вспоминаю те годы, когда директору школы хозяйственные дела помогали решать всем «миром», а он мог посвятить себя детям, их будущему. Сейчас наоборот, много времени уходит на «добычу», «утряску», «пробивание»...
- Марат Толеубаевич, сколько лет вы работаете в школе?
- Более сорока.
- Руководителем школы?
- Более тридцати.
- Что вы считаете главным для директора школы?
- Быть авторитетом в глазах учителей, учащихся, родителей, в глазах общественности. Это и призвание, и уважение, и чувство собственного достоинства. Когда ты осознаёшь, что ты для коллектива, для детей много значишь, тогда все огорчения, досады, расстройства, что не всегда всё получается, как хочешь, куда-то уходят сами собой, и ты опять на «коне», по-боевому настроен на работу.
- В какие годы было труднее работать, в 60-80-е или в 90-е?
- В настоящее время работать стало значительно труднее. 60-80-е годы – это ясность цели, полная самостоятельность и максимальное участие в жизни школы односельчан.
- Много ли было в вашей директорской деятельности ярких учителей?
- Хороших, способных, трудолюбивых педагогов было много. Но ярких, талантливых, творческих можно назвать по именам: А.С. Дармодехина, А.П. Винтер, С.Д. Дощанов, Р. Рахматуллина, Д.З. Марченко, А.М. Ахметов, Т.С. Овсянникова, Д. Кокишева, Р.К. Жусупова, И.Н. Лобко. Все они из разных школ Павлодарской области, разного возраста. Кое-кого уже нет в живых.
- Что вас больше всего волнует сейчас?
- Дети! Собственные дети, постоянно думаю о них, какое будущее их ожидает. Также мои ученики... Смогут ли учиться дальше или найти постоянную работу, что в наше время очень проблематично. К примеру, мой зять окончил два вуза, а работы по специальности нет, работает сторожем. Особенно больно за способных выпускников, которые из-за материальных проблем и не пытаются поступать в высшие и средние учебные заведения. А это так обидно!
Марат Толеубаевич рассказывал мне о своих любимых учениках, среди которых есть юристы, журналисты, педагоги, медики. Со многими из них он годами поддерживает связь, встречается с ними. Ему приятно, когда они шлют ему поздравления с праздниками, днём рождения, благодарят за благородный труд, приезжают на юбилеи. «Только ради этого уже стоило жить» - говорит Марат Толеубаевич.
У казахов есть такая поговорка: «Сегиз кырлы – бир сырлы». Дословно перевести на русский язык эту фразу сложно, но попытаюсь: человек талантлив, многогранен, т.е. имеет восемь самых достойных звания человека граней. Марат Толеубаевич обладает достоинствами, которые хорошо вписываются в эту поговорку. Натура сильная, способная. Эрудированность, умение сполна отдавать себя делу, свои знания людям – это ещё далеко не все замечательные качества, которыми обладает мой учитель: он рисует, играет на баяне, поёт, сочиняет стихи и их же декламирует, он оратор, лектор-международник, пропагандист, организатор общественных мероприятий и бессменный тамада.
У Марата Толеубаевича красивая, до сих пор не утратившая обаяния жена – Светлана Ахметовна, тоже учительница. Они воспитали троих детей: двух сыновей и дочь. Внуки радуют своим детским очарованием, детской непосредственностью, успехами в школе. Пусть так и будет. Чтобы в стране тоже произошли изменения к лучшему, чтобы не было обездоленных людей. Для такого человека, как Марат Толеубаевич, это очень важно. А это и здоровья добавит и жизнь улучшит.
Ирина Винтер,
Павлодарская областная газета «Звезда Прииртышья», 9 апреля 2004 г.
Статья вошла в мои литературные страницы на сайтах «Школа жизни.ру» и «Проза.ру» (Россия). Опубликована в павлодарской литературной странице на сайте «ПАВЛОДАРЕЦ – ЭТО СОСТОЯНИЕ ДУШИ» и в «Одноклассниках».
Вошла в нашу с Геннадием Сокуренко книгу: «Мы – из Беловодска!».


***
продолжение


ПАВЛОДАР ЛИТЕРАТУРНЫЙ. ИРИНА ДЬЯЧЕНКО - ВИНТЕР, ПИСАТЕЛЬ, ЧЛЕН СОЮЗА ЖУРНАЛИСТОВ КАЗАХСТАНА.
УЧИТЕЛЬ.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ


Из статьи выпускницы Максимо-Горьковской средней школы Ирины Винтер "Наш любимый Марат", опубликованной в областной газете "Звезда Прииртышья" 9 апреля 2002 года, № 39; – цитирую:
… «Он не вошёл – ворвался в класс: стремительный, молодой, красивый – весь, как звенящая струна – наш новый учитель по русскому языку и литературе. Не было заигрывания с нами, старшеклассниками, в его приветствии, в его улыбке. И мы приняли своего учителя – сразу и безоговорочно. И не ошиблись – он стал нашим любимым учителем – Марат Толеубаевич Кожимов, между нами, учениками, – Марат. С тех пор прошло тридцать пять лет. Конечно, после школы дороги наши разошлись, как велела жизнь. Но, думаю, не ошибусь, если скажу, что мои одноклассники, как и я, никогда не забывали человека, которого можно назвать с большой буквы – Учитель». …

Из районной газеты "Нива" № 33 от 18 августа 2016 года:
«Мы с благодарностью вспоминаем Марата Толеубаевича, учителя истории, русского языка и литературы, он учил нас жизни. Работал с нами и вне уроков, не жалея ни сил, ни времени, проводил учебную и воспитательную работу. Я никогда не был отличником, но его уроки стали для меня уроками жизни, помогли мне в становлении и формировании меня как личности», – с гордостью говорит о своём учителе бывший ученик, ныне Председатель Союза ветеранов локальных войн и участников вооруженных конфликтов на таджикско-афганской границе по городу Павлодару и Павлодарской области – Геннадий Козак.


В душах многих мальчишек и девчонок Марат Толеубаевич Кожимов оставил неизгладимый след, заложил стержень, помогающий им не потеряться в жизни, стать достойными гражданами страны.
Как и в прошлом году, пятерку сильнейших школ в районе возглавляет Пресновская средняя школа. Из 11 выпускников этой школы ЕНТ сдавали четверо учеников, самый лучший результат оказался у Ж. Сембиновой – она набрала 89 баллов. Ниже 72 баллов из пресноцев не было ни у кого. Стоит отметить работу учителя истории Казахстана М.Т. Кожимова, который и готовил всю четверку. Они не подвели своего преподавателя и подтвердили отличные знания по данному предмету.
Основание: Районная газета "Нива" 16 июня 2005 года № 24.


14 января 2006 года на базе Мичуринской школы в два тура проходила районная олимпиада по 14 предметам. Судя по результатам олимпийских соревнований, школьникам за партами, как и год назад, по некоторым предметам отдают явное предпочтение. Наиболее успешно ученики русских и казахских классов справляются с заданиями по казахскому языку. Снова в первых строчках олимпийского "хит-парада" оказалась история Казахстана. Знанием этой дисциплины уже по традиции отличилась Пресновская школа. На 81% с предложенным заданием справилась ученица 11 класса Анара Жунусова.
Таких хороших результатов не только в олимпиадах, но и в ЕНТ ежегодно добивается учитель истории, ответственный педагог Марат Толеубаевич Кожимов. Секрет его успеха, по словами специалистов РайОО, в том, что сани он, как советует пословица, готовит летом, то есть определяет участников олимпиады и начинает заниматься с ребятами практически с начала учебного года.
Основание: Районная газета "Нива" 26 января 2006 года № 4.
***
Из воспоминаний библиотекаря школы Любови Алимовой.
- За весь период моей работы в школе я никогда не видела, чтобы ученики 9 - 11 классов читали нужные по учебной программе книги писателей русской классической литературы. Никто никогда не берёт книги писателей-классиков для чтения. Оказывается, они изучают творчество великих по учебнику. Учителя, привыкшие к тому, что учащиеся всё равно не прочтут нужные произведения, а заставить их читать они не могут, спокойно организуют "изучение" творчества писателей по учебнику, так проще, легче и быстрее выполняется учебная программа, при этом учащиеся даже не имеют представления о настоящей прелести прекрасных творений классиков. «Что делать, если дети не хотят читать…» – успокаивают себя преподаватели, признавая своё бессилие.
Я, как библиотекарь, недоумеваю: изучать творчество писателя, не читая его книги, разве это правильно?
Как только начал преподавать литературу новый учитель Марат Толеубаевич, случилось невероятное: старшеклассники толпой рвались в библиотеку, занимали очередь, порой книг не хватало. 80% учащихся класса прочитывали предложенную книгу изучаемого писателя до конца, остальные 20%, не успевших прочесть до срока, потом все равно дочитывали, уже увлекаясь содержанием текста. Учитель проводил вне урока собеседование по содержанию книг методом быстрого фронтального опроса, используя более ста вопросов – легких и сложных, умело и виртуозно их сочетая. Вопросы всегда подбирались таким образом, что на них невозможно было не ответить, если ученик прочёл книгу. Главное – все это происходило быстро, интересно, шумно и очень увлекательно. Почти всегда ответы незаметно переходили в споры, дискуссии, даже – в диспуты.


… (Кто бы знал, как мне это знакомо! Как мы любили такие вот шумные дискуссии, в которых Марат Толеубаевич умело приравнивал слабого ученика к сильному и нам казалось, что мы все такие умные, умеем логически мыслить, делать анализы, сравнения, не лишены фантазии и вполне себе вправе покритиковать и вносить свои идеи. Здесь нельзя не отметить человечность нашего учителя: он никогда не принижал слабых учеников, всегда старался придать и им статус значимости, тем самым помогая детям не терять своего достоинства. Ведь не всем дано и тут надо винить природу… И.В.) …


Оценки учитель не жалел, ставил всем, при том не одну. Постепенно всё это для учеников становилось привычным, они уже с интересом ждали знакомства со следующим писателем, заранее спешили приобрести нужную книгу, используя и сельскую библиотеку, спрашивая у педагогов, у знакомых, имеющих много книг дома. Я удивлялась и восхищалась, как смог учитель так быстро пробудить интерес старшеклассников к познанию классиков! Исключительно – своей волей, настойчивостью, знаниями и умениями. Он иногда жизнерадостно и азартно восклицал, изрекая известную фразу: "Кто много читает, тот много знает!".
Кредо Марата Толеубаевича: если хочешь знать писателя, прочти хотя бы одну его книгу. Уже будешь иметь представление о нем как о писателе. Это аксиома! В учебную программу входят книги наиболее известных классиков. И учащиеся читали их с интересом, у них, по-настоящему, рождалась тяга к чтению и всё это благодаря учителю.
С уходом М.Т. Кожимова на заслуженный отдых, постепенно, наработанное им, заглохло: старшеклассники сейчас не толпятся в библиотеке за книгами, только малыши берут детские книжки. Учителя литературы вновь проводят уроки по-старому, используя только учебник, они и сами уже привыкли к этому, более лёгкому, пути.
Ученикам остается одно: изучать писателей и их творчество по учебнику, не прочитав ни одной книги. Но это же неправильно! Есть ведь живой пример иного подхода к проблеме: правильно поставленная работа Марата Толеубаевича Кожимова! Надо почаще приглашать его в школу, советоваться с ним, учиться. Профессионал своего дела, он всегда с удовольствием поможет учителям, выступит перед учениками. …
***


ОН БЫЛ ДЛЯ НАС МАЯКОМ
(слово об учителе)
Из статьи, опубликованной в газете "Звезда Прииртышья ".
«Недавно, беседуя с подругой студенческих лет, я с радостью узнала, что самый лучший учитель в моей жизни Марат Толеубаевич Кожимов жив-здоров, хотя уже не работает в школе в связи с выходом на пенсию. Приехал он к нам в село Голубовка Иртышского района в 1965 году директором школы. Молодой, энергичный, талантливый педагог, он перевернул все наши представления как о школьной, так и о культурной и общественной жизни села. Он просто поднял на ноги всю сельскую молодежь. Привлёк молодых учителей к организации художественной самодеятельности и в школе, и в совхозе. Создал вокально-инструментальный ансамбль старшеклассников "Пламя". Организовал хор, учил нас правильно петь.
С большим вниманием и уважением относился к школьникам, со старшеклассниками всегда был на равных, признавал личность каждого в отдельности. Помог организовать в совхозе молодёжный клуб "Факел". С его подачи начала работать совместная с совхозом радиогазета, инициатором и душою которой он был сам. По просьбе парторга помог в организации лектория с привлечением главных специалистов совхоза и опытных учителей. Когда объявляли, что с лекцией о международном положении выступит М.Т. Кожимов, клуб всегда наполнялся людьми до отказа. Всем нравилось, как он красочно и увлечённо вводил слушателей в мир политики, как умел излагать тему в форме живой беседы с аудиторией. Мы поражались разнообразию его способностей: баянист, певец, танцор, художник-оформитель, сильнейший шахматист, лектор-пропагандист.
Но самое главное – он отличный педагог. Литературой, которую он преподавал тогда в школе, "заболевали" все старшеклассники. Наш учитель устраивал очень интересные внеурочные собеседования по прочитанным книгам и это было по-настоящему увлекательно, потому и помнится долгие годы.
Дорогой Марат Толеубаевич!
В памяти ваших учеников Вы останетесь навсегда, желаю Вам долгих лет жизни и светлых воспоминаний о школе и о своих учениках.
С глубоким уважением к Вам – Галина Бородина».


Эти замечательные строка Галины перекликаются с интересными мыслями другой выпускницы – Ирины Винтер, которая в своём слове об учителе использует крылатую казахскую фразу. Итак, читаем из её статьи в газете "Звезда Прииртышья" маленький отрывок.
«У казахов есть такая поговорка: «Сегиз кырлы – бир сырлы». Дословно перевести на русский язык эту фразу сложно, но попытаюсь: человек талантлив, многогранен, т.е. имеет восемь самых достойных звания человека граней. Марат Толеубаевич обладает достоинствами, которые хорошо вписываются в эту поговорку. Натура сильная, способная. Эрудированность, умение сполна отдавать себя делу, свои знания людям – это ещё далеко не все замечательные качества, которыми обладает мой учитель: он рисует, играет на баяне, поёт, сочиняет стихи и их же декламирует, он оратор, лектор-международник, пропагандист, организатор общественных мероприятий и бессменный тамада.
У Марата Толеубаевича красивая, до сих пор не утратившая обаяния жена – Светлана Ахметовна, тоже учительница. Они воспитали троих детей: двух сыновей и дочь. Внуки радуют своим детским очарованием, детской непосредственностью, успехами в школе. Пусть так и будет. Чтобы в стране тоже произошли изменения к лучшему, чтобы не было обездоленных людей. Для такого человека, как Марат Толеубаевич, это очень важно. А это и здоровья добавит и жизнь улучшит».
***
Однажды Марат Толеубаевич пришёл с очередной идеей к Илье Ивановичу Ноздрину. Разговор начал словами: "Обращаюсь к вам не просто как к руководителю хозяйства, а как к участнику Великой Отечественной войны!". С удивлением посмотрев на учителя, Илья Иванович спросил, с каким вопросом?
- Очень важный вопрос: об усилении военно-патриотического воспитания школьников и всей молодёжи совхоза. В селе проживает более 40 ветеранов войны, это очень важный фактор. Если мы по-настоящему оживим военно-патриотическую работу, это будет очень интересно, познавательно для детей и молодежи, для родителей и всего населения, особенно приятно и радостно – для ветеранов войны и труда.
Илья Иванович стал расспрашивать, в чем конкретно заключается военно-патриотическое воспитание.
Пришлось раскрыть содержание в/п воспитания:
- приглашение участников ВОВ на уроки по темам: "Овеянные легендой", "Наши Ветераны Войны";
- создание детского хора под названием "Ансамбль юнармейцев";
- смотр боевой песни и строя с привлечением бывших военнослужащих;
- создание Зала Боевой Славы;
- оформление почётного караула к 9 мая.
«Ансамбль юнармейцев создан, - продолжал Марат Толеубаевич, - уже готовимся и поём. Вокально-танцевальные группы оформлены. Полным ходом идёт подготовка к концерту. Костюмы шьют сами школьники с родителями. Планируем дать большой концерт для населения. Если концерт понравится всем, особенно руководству совхоза, то вы к майским праздникам поможете одеть моих юнармейцев в настоящую боевую форму».
И вот наступил праздничный день. Начался концерт невиданных доселе юнармейцев – в белых рубашках-блузах с тремя красными полосками-застежками на груди и в красных будёновках. Звонкие голоса распевали боевые и народные песни, начиная с легендарной "Тачанки" и кончая знаменитой "Калинкой". Приятно взволновали директора школы полный аншлаг в зале, буря оваций, восторженные крики, общая радость и изумление зрителей – неужели это их дети!
Через три дня М.Т. Кожимова вызвали к директору совхоза. В кабинете были Илья Иванович, главный бухгалтер, экономист, парторг, профорг, комсорг. Все радостно поздравляли директора школы с триумфом.
А Илья Иванович, улыбаясь, сказал:
- Марат Толеубаевич! Как же ты с баяном на плечах можешь управляться с такой оравой поющих, в таком темпе, очень точно, чётко, в ритме?! Баянист ты превосходный!
- Да нет же, что вы, баянист я колхозный, доморощенный, самоучка, - скромно отвечал педагог, но в душе радовался, что концерт всем очень понравился.
Парторг Капият Баширов выразил своё восхищение юнармейцами и добавил:
- Как баянист вы для нас профессионал, нам другого и не надо. Обещаем – покоя вам не будет.
Все засмеялись. Илья Иванович, наконец, сказал то, что хотел услышать Марат Толеубаевич:
- Мы здесь решили, посоветовались с финансистами – дело очень важное для воспитания наших детей и для развития культурной жизни села. Мы решили выделить из своего фонда средства на пошив в ателье города костюмов для юнармейцев, почётного караула, танцевальных и вокальных групп!
Все его шумно и с радостью поддержали. Марат Толеубаевич тепло поблагодарил. Парторг, улыбаясь, сказал:
- Вы понравились нашим женщинам-птичницам, многие из них хорошо поют, хотят, чтобы вы аккомпанировали им. Готовы репетировать в любое время.
Марат Толеубаевич сразу откликнулся:
- Согласен на все! Лишь бы одели, обеспечили моих юнармейцев и других артистов костюмами.
А тут и комсорг вставил слово:
- А молодежи поможете? Тоже хотят выступать.
Кожимов согласился помочь, но напомнил об обязательном их участии в мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию учащихся и молодёжи. Директор совхоза Илья Иванович Ноздрин своё обещание сдержал. Все, что было намечено дирекцией совхоза ко Дню Великой Победы, было полностью выполнено на радость детворе, молодёжи, ветеранам войны и труда, и на радость всем односельчанам.
Всё было выполнено – с Великой Честью!
***
(Боже мой, сколько взваливал на себя этот неуёмный человечище, трудно представить! Откуда черпал силы? Причём и годы не мешали ему нести груз ответственности перед детьми, людьми, а главное – перед Родиной! - И.В.)
Павлодар, 22 апреля 2024 год.






Другие статьи в литературном дневнике: