Что-то весьма неприличное на язык ко мне просится

Фима Жиганец: литературный дневник

Страна отметила Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой
Александр Сидоров



*Запретить как-нибудь и что попало
Каждый год 3 февраля нас призывают дружно искоренять ненормативную лексику. В Интернете об этом поветрии я узнал много интересного. Некая «филолог Шевелёва Дарья»: «Ненормативная лексика – это набор непристойных слов и выражений. Ее употребление говорит о бедном словарном запасе и духовной нищете человека». Другие источники определяют ненормативную лексику как «нецензурные выражения, непечатную брань, сквернословие, срамословие, мат» и утверждают, что она «всегда осуждалась общественной моралью». И совсем уж добило мою ранимую душу безапелляционное заявление: «Ненормативная лексика – это форма словесной агрессии».


Дело в том, что как человек с филологическим образованием, я точно знаю, что ненормативную лексику нельзя приравнивать к сквернословию. К ней относятся в том числе жаргоны – от уголовного до школьного, а также диалектизмы, неологизмы (слова, выдуманные литераторами), просторечие и т.д. Бороться со всем этим – значит проявлять крайнюю степень невежества и даже идиотизма.


Так ведь можно запретить «Тихий Дон» и «Поднятую целину» Михаила Шолохова. Ведь оба романа пересыпаны донскими словечками! «Вназирку», «взгальный», «гунья», «дрям», «шворка»… Даже привычные нам «жердёла» и «бурак» не укладываются в литературную норму. Как-то я смотрел на одном из телеканалов интервью с исполнителем казачьих песен. На вопрос, что такое «лазоревый цветок», он ответил: «Тюльпан дикой, серёд степу растёть». Кроме «тюльпана» здесь всё – ненорматив! Но как поэтично…
-----------------
«Язык не может быть плохим или хорошим… Ведь язык – это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять».
(Сергей Довлатов, писатель)
-----------------
Поэтому, когда мне с ужасом сообщают, что от 70 до 80% россиян используют ненормативную лексику, я пожимаю плечами. Какие 80%? Да все 99,9%! А тех, кто не использует, следует признать людьми не совсем нормальными. Без ненормативных вкраплений язык так же вреден для человека, как потребление только «чистой», дистиллированной воды вредно для организма. Она содержит мало полезных элементов и рекомендуется для использования в технических целях. Так же и с «литературным языком»: его используют в «чистом» виде чаще всего в научных статьях, учебниках и инструкциях. В литературе речь героев и авторские описания пересыпаны диалектизмами, неологизмами, жаргонизмами и прочей лексикой. Поэтому «литературный язык» и «язык художественной литературы» – совершенно разные понятия.


Так против кого дружим, станишники?



*В его стихах полно гумна
Хорошо, ненормативная лексика и мат – не одно и то же. Но ведь с матом уж точно бороться необходимо! Конечно. Нецензурщину в обыденной жизни терпеть нельзя. Недавно я стал свидетелем уличной сценки. Идёт мужичок бомжевато-алкашеского вида, навстречу – три школьницы-малолетки лет по 12-13, мило щебечут. Поравнялись с бомжиком. Вдруг мужик – шарах в сторону и жалобно возопил: «Девочки, нельзя же так материться! Вы чего?!». Это чем таким могли пигалицы шокировать подзаборного джентльмена? Судя по виду, в области нецензурной лексики он съел не одну собаку… Так что надо защищать «экологию культуры».


А вот с литературой не всё просто. Здесь следует различать мат как грязную брань и мат как образное средство. Только не надо рассказывать, что русские классики обходились без нецензурщины. То, что казалось вызовом общественному вкусу в былые времена, сегодня воспринимается как естественный художественный приём.


Так, в начале XIX века Николай Карамзин реформировал русский литературный язык, чтобы упростить письменную речь, освободить её от тяжеловесной книжности, устаревших славянизмов, унылой высокопарности. Но сам писатель-сентименталист ориентировался на манерный стиль речи дворянских салонов. Ему казались «непристойными» народные слова и выражения. В письме к поэту Ивану Дмитриеву он писал: «Один мужик говорит пичужечка и парень: первое приятно, второе отвратительно». Почему? Спросите что полегче. Тогда в литературе было своё представление о «низком» и «высоком». Вместо солнца писали «дневное светило», зиму называли «царицей хлада», сапожника – «смиренным ремесленником». Изъясняться иначе считалось неприличным.


По количеству нецензурных слов и выражений русский язык оказался на третьем месте в мире. Пальма первенства – у английского языка, на втором месте – голландский.


Но вот пришёл Александр Пушкин – прекрасный поэт и матерщинник. Ещё в лицейской песне друзья юного Саши отмечали, что он «свой славит вкус и матерщину порет». Эту страсть к крепкому словцу он пронёс через всю жизнь. Правда, «защитники» Пушкина заявляют: поэт использовал мат лишь в переписке и в стихах «не для печати» – не хотел, чтобы эти произведения увидели свет. Да ну? А вот в письме Вяземскому Пушкин писал о цензуре «Бориса Годунова»: «Одного жаль – в «Борисе» моём выпущены народные сцены, да матерщина французская и отечественная...».


Выскажу «кощунственную» мысль. Пушкин не стал бы великим поэтом, не будь он великим матерщинником. Поэты Жуковский, Баратынский, Вяземский, Языков, Батюшков творили в рамках сложившейся традиции. Они не были способны ВЗОРВАТЬ язык, образы, взглянуть на мир по-иному. Это оказалось под силу лишь Великому Арапу. Он как губка впитывал речь простолюдинов, язык улиц, базаров, наслаждался поэтикой фольклора. А народное творчество без мата – всё равно что брачная ночь без невесты.


Нынче кажется, что стихи Пушкина написаны чистым, прозрачным языком. Но многие современники считали «Руслана и Людмилу» поэмой неприличной, а «Графа Нулина» – похабной. Пушкинские произведения именовали «бурлацкими», «мужицкими», «низкими». Представьте публику XIX века, читающую в «Евгении Онегине»:


На небе серенькие тучи;


Перед гумном соломы кучи...


Каково было воспринимать людям, считавшим «хамскими» слова «визжать», «крапива», «пора», «кружка», такие строки:


Три утки полоскались в луже;


Шла баба через скотный двор


Белье повесить на забор...


Критики на скотный двор заглядывать не желали. Они защищали СВОИ представления о прекрасном. Сегодня «мастера чистоты» отстаивают свои. Они заявляют: моя бабушка (дедушка, папа, мама) никогда не ругалась матом! Ну, это бабушкино право. А я вот никогда не ел яичницу. И что теперь, запретить в России яйца?


ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЯ ЗДЕСЬ —
http://www.nvgazeta.ru/news/12370/541611/



Другие статьи в литературном дневнике: