Притча. Три сита Сократа.

Дама Из Потсдама: литературный дневник

Однажды какой-то человек, торговец кожами, по имени Критий, запыхавшись, прибежал к философу и народному учителю Сократу и радостно начал было свою речь:
- Знаешь ли ты, о Сократ, что рассказал мне некий афинский банщик о твоём друге, Алкивиаде?
- Подожди, - остановил его Сократ. - Сначала просей то, что собираешься мне сказать, через три сита.
- Три сита? - поинтересовался Критий.
- Прежде чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять слова, готовые сорваться с твоих уст. Во-первых, просей свои слова через сито правды.
Уверен ли ты, Критий, что слова, которые ты собираешься произнести, так уж правдивы? Можешь ли ты поклясться Афиной, что услышанное тобой - чистая правда?
- Нет, - отвечал знакомый Сократа. Я слышал об этом от банщика, но не более того…
- Очень хорошо, - отвечал Сократ. Значит, ты не знаешь, правда это или нет и не поклянёшься жизнью, что сказанное банщиком - правда? Просеем же слова, готовые сорваться с твоих уст, через второе сито - сито доброты. Хочешь ли ты сказать о моём друге нечто хорошее, правильно ли я тебя понял?
Собеседник Сократа, Критий, густо покраснел и покачал головой...
- Так значит, - продолжал спокойно Сократ, - ты, Критий, собираешься сказать о нем что-то, в чём нет ни капли доброты, но при этом ты даже не уверен, что всё это - правда?.. Пропустим же наконец твои слова, Критий, через третье сито - сито пользы. Скажи мне, друг, так ли уж необходимо мне, Сократу, или кому-нибудь другому из присутствующих здесь добропорядочных афинских мужей, услышать сейчас то, что ты так спешил мне рассказать, что даже запыхался, спеша по пыльной дороге сюда, в эту тихую рощу?
- Клянусь Зевсом, Сократ, - воскликнул Критий, - и тут ты прав! Пока я шёл сюда почти бегом, я думал, что необходимость тебе услышать это - так велика, что я даже боялся сюда опоздать, но теперь я не вижу в этом вообще никакой необходимости!
- Итак, - заключил Сократ, - ты видишь теперь, в том, что ты собирался сказать, не присутствует
ни правды,
ни доброты,
ни пользы.
Зачем тогда говорить, Критий, ты согласен?


http://www.911-232.mik-v.com/adv.htm?id=72






Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.11.2015. Притча. Три сита Сократа.