Жаркентская мечеть

Галина Черонова: литературный дневник

http://www.silkadv.com/ru/node/294
.
Лига Тюркских Народов (ЛТН)


Жаркентская мечеть.


Жаркентская мечеть, построена в 1887 - 1895 годах


Конструкция крыши, состоит из деревянных элементов – балок, кронштейнов так называемых доу и гун.


"Одеваемую обувь не пересушивай и не забывай минувшие дни"


Надпись, на уйгурском языке на фронтоне над входом в мечеть.


В 1887 году на одном из собраний мусульманской общины решено было начать сбор денег на возведение мечети. Роль главного спонсора и организатора взял на себя купец первой гильдии Вали Ахун Юлдашев, он же и сделал основной взнос.
Строительство Жаркентской мечети.Для исполнения замысла по всему краю собрали более сотни самых мастеровитых строителей. Построена мечеть в 1895 годах на пожертвования переселившихся из Кульджи уйгур.Строительством и декоративным оформлением мечети руководил архитектор Хон Пике (Мукан) «Дон Фи», при участии народных мастеров Хасана Иманова, Таира Исмаилова, Насретдина Кары, Абдукадыра, Ушурбаки, Зайнутдина и др. По народной легенде строитель мечети китайский зодчий Хон Пике по возвращении в Пекин был казнен, так как даже в самой Поднебесной империи не было мечети красивей той, что построена им в Жаркенте. Чтобы между разноязычными строителями было полное единство действий и, может быть, учитывая библейский опыт возведения высотной Вавилонской башни, артель обзавелась переводчиками, владевшими китайским и несколькими тюркскими языками. Судя по тому, что получилось, строители действовали более чем согласованно. Молва гласит, что китайский архитектор прежде воздвиг у себя на родине прекрасное сооружение, и его творение так понравилось тем, для кого оно предназначалось, что они начали опасаться, как бы мастер не создал нечто похожее и в другом месте.Одна из пагод Жаркентской мечети.
Чтобы этого не случилось, "благодарные" почитатели его таланта решили лишить архитектора жизни. Хон Пик узнал о готовящемся "вознаграждении" за творческое отношение к порученному делу. Естественным было его желание удалиться как можно подальше от ревнивых поклонников, и ему не оставалось ничего другого, как предстать перед очами жаркентцев, озабоченных поиском архитектора. Позже он все-таки вернулся на родину...
Расписные фрески в помещении мечети.
Построили храм из тянь-шаньской ели, отличающейся необычайной крепостью и долголетием. Бревна заготавливали в Аксуйских и Кетменских горах. Из них после основательной просушки и готовили детали здания. Примечательно, что при монтаже гвозди не использовались. Остов здания составляют 122 деревянных столба, которые соединены системой балок и насадок. В 1892 году мечеть была построена. Она поразила жаркентцев своей оригинальной красотой и изяществом. Подобного произведения искусства они не видели нигде. Архитектор многое взял от традиционного стиля строительства подобных зданий в Средней Азии, а потому узнаваемыми атрибутами здания стали роскошная центральная арка, угловые башни-гульдасты, имитирующие минареты, купольные перекрытия и картуши с эпиграфическими надписями.Навес мечети.
И на всем строении лежит печать таланта зодчего, его самобытности. Он творчески использовал элементы китайской архитектуры, придав мечети некоторые черты буддийского храма. Особое изящество и легкость придает ему так называемая парящая крыша, имеющая изогнутые кверху концы ската, да еще опоясывающая здание галерея с цилиндрическими колоннами без капителей, большой карниз. Ее главный зал может вмещать около тысячи верующих, во многом делает большое количество резьбы по дереву и яркой полихромной росписи. Поверхность арок и стен благодаря этому приобретает ажурную легкость и художественную изысканность. В орнаменте преобладают растительные мотивы, но встречаются изображения птиц, рыб, реальных и фантастических животных.Художники сумели оставить роспись этого дракона на одной из фресок над южными воротами мечети.
Богатая фантазия зодчего сделала здание подлинным художественным произведением. "Одеваемую обувь не пересушивай и не забывай минувшие дни" - гласит надпись, искусно выписанная каллиграфами гибкой и оттого кажущейся воздушной вязью на уйгурском языке на фронтоне над входом в мечеть. Это уникальное сооружение построено стараниями купца 1-й гильдии Веливай-ахуна - это его слова запечатлены на фронтоне.При мечети находится этнографический музей.
При мечети находится этнографический музей.
Постройка мечети началась еще в 1880 году, и на ее строительство купец затратил гигантскую по тем временам сумму - 300 тысяч рублей золотом. Получилась мечеть столь экзотической, потому что возведена была китайским архитектором Хун-Ни - строил ее как умел. Для того чтобы сделать фундамент под возводимый храм, сюда свозилась глина, которую месило все население Жаркента и окрестных сел. И только после того как глина обрела твердость камня, на ней стали строить мечеть. Тщательно раскрашенные пагоды оставляют неизгладимое впечатление. Непривычно яркие краски выглядят аляповато, но, искусно переплетаясь в причудливый орнамент, странным образом придают храму торжественность и красоту. Со временем они, правда, изрядно потускнели и теперь выглядят как патина на изделиях древних мастеров. Подобных мечетей в мире всего три. Одна из них в Кульдже, вторая в Шанхае и третья здесь. Особенный восторг вызывает центральное сооружение, где и возносились молитвы Милосердному. Купец первой гильдии Вали-Ахун Юддашев.
Купец первой гильдии Вали-Ахун Юддашев.
Скрупулезность и мастерство великого зодчего, создавшего минбар - кафедру для проповедника, - приводит в восторг тщательностью своей отделки, каждым элементом украшающих ее арабесок - стилизованного растительного узора. Удивляют многочисленные панно, узорчатая резьба по ганчу, создающая иллюзию кружев, сплетенных из морской пены. В архитектуре строительной конструкции и декоре памятника отражено своеобразное сочетание форм Заилийского края, Казахстана и средней Азии. Интересна конструкция крыши, состоящая из ряда деревянных элементов – балок и особых кронштейнов так называемых «доу» и «гун», позволяющих искривлять карнизы. Создавая иллюзию «парящей крыши» карнизы крыши богато декорированы резными досками с яркими полихромными окрасками. Все деревянные соединения осуществлены способом оригинальных вырубок без применения гвоздей. В росписях мечети и башни – пагоды отразились великолепные образцы живописи и орнаментики. Широко представлена на памятнике резьба по ганчу от орнаментированных поясков до сложных декоративных панно и эпиграфических картушей – арабесок. Среди растительных и геометрических орнаментов включены изображения животных, птиц, рыб. Двухярусная башня пагоды представляет собой коллекцию уникальных росписей, мотивы которых взяты из окружающей природы: цветы, листья, облака, а многие доски покрыты сложными натюрмортами и пейзажами. При мечети были открыты исламские школы, где детей учили муллы. Рядом с мечетью стоял дом «боя», самого Веливай-ахуна Юлдашева. Длина мечети 54,5 метра, ширина 29 метров, высота башни – пагоды 22 метра. Здание в советское время отреставрировано полностью. В строительстве мечети приняло участие около ста человек – мастеров и рабочих разных национальностей. В середину квартала свезли много земли, которую долго уплотняли и выравнивали, создавая мощный стилобат, на котором начали возводить постройку.Огромные деревянные колонны поднимали с помощью нескольких упряжек волов. Строители, выполняя ту или иную работу, применяли заранее подготовленные типовые детали колонн, балок, стропил, черепиц для крыш, а в случае необходимости изготавливали их сами, учитывая соразмерность и формы.
В 1910 году в Жаркенте произошло сильное землетрясение. Значительные разрушения произошли и на портале мечети: рухнули обе декоративные башни, упали навершия куполов, из-за сквозных трещин, образовавшихся в парусах куполов, пришлось закрыть лестничные клетки, ведущие на крышу, и доступ в мечеть через главные ворота был прекращен.
В 1948 - 1949 годах впервые проведено глубокое исследование мечети, в результате которого этот выдающийся памятник архитектуры был взят под охрану государства. Основные реставрационные работы проводились в 1975 - 1978 годах. По их окончании здесь создан музей архитектурно-художественного комплекса «Жаркентская мечеть».
В 1965 году по Жаркенту пронесся ураганный ветер, но сооружение устояло и перед этим природным ката­клизмом. В разные годы здание использовалось под склады и зернохранилище, в нем жили люди, и с каждым годом оно все больше приходило в упадок. Жаркентцы могли бы совсем потерять этот памятник старины, если бы в конце 70-х здесь не побывал первый секретарь ЦК КП республики Динмухамед Кунаев. После этого посещения в мечети начались реставрационные работы, памятник был взят под охрану государства.
В 2001 - 2004 годах на его частичный ремонт выделили 26 миллионов тенге. Их освоение позволило привести музей в более или менее божеский вид: обновлена крыша, приведен в порядок главный портал. Музей сегодня в действующем состоянии, для него выделено семь штатных единиц, он принимает туристов и гостей. Но старая мечеть, тем не менее, испытывает разрушительное действие времени.


Описание Жаркентской мечети.


Молельный зал Жаркентской мечети. Просторный квадратный зал с айваном и примыкающим двориком, перекрыт крутой двускатной крышей, функционально являлось квартальной мечетью. В западной стене была встроена михрабная ниша. В послевоенные годы молельный зал использовался под складские помещения и зернохранилище. Реставрационные работы, проведенные на памятнике позволили вернуть молельному дому вид близкий к первоначальному.
Ограда Жаркентской мечети. Ограда мечети представлена характерным элементом в комплексе мечети дворового типа. Западная сторона, куда обращены были лицом молящиеся выполнена глухой кирпичной кладкой с декоративными оформлениями цоколя. Сверху ограда покрыта черепицей. Ограда северной и южной сторон представляет собой декоративную деревянную решетку, поставленную на кирпичный цоколь. Промежуточные столбы украшались крупными керамическими деталями в виде шаров и объемных цветков. Ограда мечети реставрирована.
24 марта 1978 года Председатель Совета Министров Казахской ССР Б. Ашимов подписал распоряжение Совета Министров Казахской ССР об открытии архитектурно-художественного музея в городе Панфилов (Жаркент).


Вали Ахун Юлдашев.


Один из самых богатых людей Семиречья того времени, крупнейший землевладелец, предприниматель, ростовщик. Уйгур по национальности, после сдачи в 1882 году Кульджи Китаю принял российское гражданство, поселившись в Жаркенте. В 1883 году Юлдашев вошел в пай с инженером И. Поклевским-Коэлло, построив пароход «Колпаковский» и пытался наладить регулярное судоходство по р. Или. В 1896 году, как один из самых влиятельных людей края, был делегатом от Семиречья и ездил в Петербург на коронацию царя Николая-II. Там же он был награжден китайцами орденом «Двойной дракон» на голубой, с серебром, ленте.


Источник:
Небольшая часть информации использована из книги «Город Верный и Семиреченская область» 2009 г., автор А.Г. Лухтанов. Искандер Аманжол. Другая часть информации собрана из разных источников А. Петровым. Алексей Петровский. Казахстанская правда.
Алмас Кожахмет



**************


Практика применения солевых повязок.
1. Поваренная соль в водном растворе не более 10 процентов - активный сорбент. Она вытягивает из больного органа все нечистоты. Но лечебный эффект будет только в том случае, если повязка воздухопроницаема, то есть гигроскопична, что определяется качеством используемого для повязки материала.
2. Солевая повязка действует локально - только на больной орган или на участок тела. По мере поглощения жидкости из подкожного слоя в него поднимается тканевая жидкость из более глубоких слоев, увлекая за собой все болезнетворные начала: микробов, вирусов и органические вещества.
Таким образом, во время действия повязки в тканях больного организма происходит обновление жидкости, очищение от патогенного фактора и, как правило, ликвидация патологического процесса.
3. Повязка с гипертоническим раствором поваренной соли действует постепенно. Лечебный результат достигается в течение 7-10 дней, а иногда и более.
4. Использование раствора поваренной соли требует известной осторожности. Скажем, я бы не советовала применять повязку с раствором концентрации свыше 10 процентов. В некоторых случаях лучше даже 8-процентый раствор. (Раствор вам поможет приготовить любой фармацевт).
Возникнет вопрос у некоторых: куда же смотрят врачи, если повязка с гипертоническим раствором так эффективна, почему этот метод лечения не применяется широко? Всё очень просто - врачи находятся в плену медикаментозного лечения. Фармацевтические фирмы предлагают все новые и новые и более дорогие лекарства. К сожалению, медицина - это тоже бизнес. Беда гипертонического раствора состоит в том, что он слишком прост и дешев. Между тем жизнь меня убеждает в том, что такие повязки — великолепное средство в борьбе со многими недугами.
Скажем, при насморке и головных болях я накладываю круговую повязку на лоб и затылок на ночь. Через час-полтора насморк проходит, а к утру исчезает и головная боль. При любых простудных заболеваниях применяю повязки при первых же признаках. А если все же упустила время и инфекция успела проникнуть в глотку и бронхи, то делаю одновременно полную повязку на голову и шею (из 3-4 слоев мягкого тонкого полотна) и на спину (из 2 слоев влажного и 2 слоев сухого полотенца) обычно на всю ночь. Излечение достигается после 4-5 процедур. При этом я продолжаю работать.
Несколько лет назад ко мне обратилась родственница. Ее дочь страдала от острых приступов холецистита. В течение недели я ей прикладывала хлопчатобумажное полотенцеповязку на больную печень. Складывала его в 4 слоя, смачивала в солевом растворе и оставляла на всю ночь.
Повязка на печень накладывается в границах: от основания левой грудной железы до середины поперечной линии живота, и в ширину - от грудины и белой линии живота спереди до позвоночника сзади. Бинтуется плотно одним широким бинтом, туже — на животе. Через 10 часов повязка снимается и на ту же область на полчаса накладывается горячая грелка. Делается это для того, чтобы в результате глубокого прогревания расширитьжелчные протоки для свободного прохождения в кишечник обезвоженной и сгустившейся желчной массы. Грелка в данном случае обязательна.
4-слойная солевая повязка из хлопчатобумажного полотенца, наложенная на обе грудные железы на 8-9 часов на ночь, помогла женщине избавиться за две недели от рака грудных желез. Моя знакомая с помощью солевых тампонов, наложенных прямо на шейку матки часов на 15, справилась с раком шейки матки. После 2 недель лечения опухоль истончилась в 2-3 раза, стала мягче, рост ее прекратился. Такой она осталась до настоящего времени.
Солевой раствор можно использовать только в повязке, но ни в коем случае не в компрессе. Концентрация соли в растворе не должна превышать 10%, но и не опускаться ниже 8%.
Повязка с раствором большей концентрации может привести к разрушению капилляров в тканях в области наложения.
Очень важен выбор материала для повязки. Он должен быть гигроскопичен. То есть легко промокаем и без всяких остатков жира, мазей, спирта, йода. Недопустимы они и на коже, на которую накладывается Повязка.
Лучше всего использовать льняную и хлопчатобумажную ткань (полотенце), многократно бывшую в употреблении и не однажды стиранную. В конечном счете можно воспользоваться и марлей. Последняя складывается в 8 слоев. Любой другой из указанных материалов - в 4 слоя.
При наложении повязки раствор должен быть достаточно горячим. Выжимать повязочный материал следует средне, чтобы он был не очень сухим и не очень влажным. На повязку ничего не накладывать.
Прибинтовать ее бинтом или прикрепить лейкопластырем - и все.
При различных легочных процессах (исключается при кровотечениях из легких) повязку лучше накладывать на спину, но при этом надо точно знать локализацию процесса. Бинтовать грудную клетку достаточно плотно, но не сдавливать дыхание.
Живот бинтовать как можно туже, ибо за ночь он освобождается, повязка становится свободной и перестает действовать. Утром, после снятия повязки, материал нужно хорошо прополоскать в теплой воде.
Чтобы повязка лучше прилегала к спине, я на влажные ее слои кладу между лопатками валик на позвоночник и бинтую его вместе с повязкой.
Вот, собственно, и все, чем хотелось бы поделиться. Если у вас проблемы и вы не смогли их разрешить в медицинских учреждениях, попробуйте воспользоваться солевыми повязками. Метод этот вовсе не какая-то сенсация. Он просто-напросто был хорошо забыт.
Как правильно приготовить 10% солевой раствор.
Хороших рецептов сейчас можно найти много сотен и новым трудно кого-то удивить. Но этот рецепт настолько прост и эффективен, что поделиться им хочется в первую очередь. Я его много лет назад прочитала в газете. Писала одна медсестра
Вот описание рецепта:
1. Взять 1 литр кипяченой, снежной или дождевой или дистиллированной теплой воды.
2. Положить в 1 литр воды 90 г столовой соли (то есть 3 столовой ложки без верха). Тщательно размешать. Получился 9-процентный солевой раствор.
3. Взять 8 слоев хлопчато-бумажной марли, отлить часть раствора и подержать в нем 1 минуту 8 слоев марли. Слегка отжать, чтобы не текло.
4. Положить 8 слоев марли на больное место. Сверху положить обязательно кусок из чистой бараньей шерсти. Сделать это перед сном.
5. Прибинтовать всё хлопчато-бумажной тканью или бинтом, не применяя полиэтиленовых прокладок. Держать до утра. Утром все снять. А на следующую ночь все повторить.
Этот удивительно простой рецепт лечит многие болезни, вытягивает токсины от позвоночника до кожи, убивает все инфекции. Лечит: внутренние кровоизлияния, тяжелые внутренние и внешние ушибы, внутренние опухоли, гангрены, растяжении связок, воспаления суставных сумок и другие воспалительные процессы в организме.
Пользуясь этим рецептом несколько моих знакомых и родных спасли себя - от внутреннего кровоизлияния - от тяжелого ушиба на легких - от воспалительных процессов в коленной суставной сумке - от заражения крови, - от смертельного исхода при кровоизлиянии в ногу при глубокой ножевой ране. - от простудного воспаления шейных мышц...
И хочется мне, чтобы медсестра, пославшая в газету этот рецепт, и профессор, лечивший солдат на фронте этим способом, долго-долго здравствовали. Низкий им поклон.
И хочется, чтобы этим рецептом воспользовались многие-многие остро нуждающиеся в наше тяжелое время, когда дорогие медицинские услуги не под силу пенсионерам. Уверена, что рецепт им поможет. И после этого они также помолятся за здравие этой медсестры и профессора.




Другие статьи в литературном дневнике: